Грязь и рев моторов. Как кыргызстанцы гоняют по бездорожью

Внедорожный клуб «Штурмовик» провёл в честь своего шестилетия соревнования по джип-спринту. На старт вышли 33 экипажа, а вот до финиша добрались лишь 8. Высший пилотаж вождения машин в экстремальных условиях показали гонщики из Кыргызстана и ближнего зарубежья.

Грязь и рев моторов. Как кыргызстанцы гоняют по бездорожью

О том, зачем автолюбители меняют асфальт на бугры и непролазную грязь, и в чем особенность подобных заездов, корреспонденту «МК-Азия» рассказали организаторы джип-спринта, представители off-road клуба «Штурмовик» Александр Скиданов и Александр Сальников.

Авторалли по традиции прошли под Бишкеком, в селе Озёрном. Гонщики приезжают на состязания за драйвом и адреналином. Острые ощущения организаторы обеспечили, заранее оборудовав на трассе специальные участки с оврагами, лужами, трамплинами, резкими поворотами и крутыми спусками. Ведь чем сложнее препятствия, тем интереснее и зрелищнее будут гонки. Заезды проводят в 4-х категориях: ТР-1 (стандарт класс), ТР-2 (более подготовленные авто с незначительными изменениями), ТР-3 (переделанные без ограничений джипы), а также ATV (багги и квадроциклы).

«Джип-спринт – это скоростные гонки по подготовленной замкнутой трассе тяжёлого бездорожья. В каждой из категорий участники стартуют одновременно. Все машины движутся «по кольцу». За час нужно проехать как можно больше кругов. Сегодня внедорожное движение набирает обороты. Шесть лет назад, когда создавался «Штурмовик», в клубе было 4 человека, теперь более 20. Нас объединяет любовь к путешествиям по бездорожью. Для поездок по живописным местам нашей горной республики отлично подходят автомобили с колесной формулой 4х4», – рассказывает Александр Скиданов.

По его словам, экстремальные ралли приобретают всё больше поклонников. Так на осенние состязания кроме кыргызстанцев приехали гости из Казахстана. Покорить незнакомую трассу соседям не удалось, зато адреналином на предстоящие холода они точно запаслись. Впрочем, конкуренция среди джипперов сильная, и каждый претендует на медаль высшего достоинства.

«Я участвую в соревнованиях внедорожников лет восемь. Что происходит в кабине во время гонок? Не передать словами! Получаешь огромное удовольствие, адреналин. Сейчас я выступаю в классе TR-3 на самодельном авто. В простонародье его называют «котлетой», на спортивном языке – прото. Это машины свободной конструкции, вплоть до неузнаваемости модели. На прошедшем турнире мы заняли второе место», – делится Александр Сальников.

Во время гонки участники умудряются разгоняться до 80 километров в час. Скорости по привычным меркам автоспорта небольшие, однако, в джип-спринте это далеко не главное. Важно не только не застрять в ямах грязи, но и преодолеть дистанцию с минимальным количеством нарушений. За разрушение ограждений (порванную ленту, сбитую вешку), выезд за линию маршрута экипаж получает штрафные очки. Поэтому в кабине находятся двое – пилот и штурман.

«Пилот рулит, а штурман следит за траекторией движения. В его обязанности входит максимально облегчить прохождение. Если надо он протянет трос, проверит глубину лужи собственными ногами, залезет под капот и зацепит крюк. Машины в своих классах равны и шансы на победу одинаковы. Здесь большую роль играет фортуна и внимательность. К примеру, я забыл где нужно финишировать, и мы врезались в стоящую впереди машину. За нарушение регламента от общего времени прохождения отнимают секунды», – поясняет Сальников.

Как отмечают организаторы, цель мероприятия – повысить качество вождения в условиях бездорожья. Дело весьма полезное, так как с плохими дорогами кыргызстанские водители часто сталкиваются и в повседневной жизни.

«По мировым стандартам, джип-спринт в Кыргызстане развит на тройку, хотя уровень пилотирования и мастерство водителей постоянно растёт. Мы уже достойно конкурируем с гонщиками из России, Казахстана, Таджикистана. Отечественный автоспорт держится исключительно на энтузиазме спортсменов. Спортивные власти пока никак не поддерживают гонщиков», – заключил Сальников.

Несмотря на то, что турниры внедорожников не так популярны, как, например, дрифт, зрелищные заезды собирают немало зрителей. Болельщиков не страшат ни рёв мотора, ни летящая из-под колёс грязь. Завершился выходной день на природе вкусными угощениями, дружеским общением и, конечно, награждением призёров. Победители гонок распределились следующим образом. В классе ТР-1: 1 место – Руслан Керенский, Сергей Машин (пилот и штурман); 2 место – Автандил Абакаев, Жыргалбек Кажырали уулу; 3 место – Александр Гунин, Алан Аджибеков. В классе ТР-2: 1 место – Талант Адыкулов, Адилет Рысбек улуу; 2 место – Руслан Керенский, Кирилл Сафонов; 3 место – Сергей Звонков, Александр Гунин. В классе ТР-3: 1 место – Александр Пляшешников, Максим Кураев; 2 место – Александр Сальников, Сергей Першин. В классе ATV: 1 место – Бакыт Абыкеев; 2 место – Дмитрий Петренко; 3 место – Рафаэль Теркулов.

Фото: Никита Вороновский

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру