Как сообщает пресс-служба кабмина, ситуацию на видеоконференции обсудил первый зампред кабмина Арзыбек Кожошев с министром торговли и интеграции Казахстана Бахытом Султановым. Каждый из них подписал итоговый протокол, где прописаны обязанности для служб Казахстана и Кыргызстана по разрешению проблемы.
Что меняет документ?
Если стороны будут следовать протоколу, то это значит, что теперь:
· кыргызская сторона не должна выпускать из страны грузовики, у водителей которых нет электронных счет-фактур на груз;
· казахская сторона не должна проводить контроль и досмотр кыргызских грузовиков, у которых есть электронные счет-фактуры – при условии, если они везут груз транзитом через Казахстан в какую-то еще страну ЕАЭС;
· казахская сторона вправе вернуть обратно в Кыргызстан фуры, в которых окажется «незаявленный импортируемый товар» по электронным счет-фактурам;
· казахская сторона не должна требовать обязательно вскрыть грузовой отсек фуры – проверить, все ли в ней везут в соответствии с электронной счет-фактурой, можно и с помощью инспекционно-досмотрового комплекса.
Еще Кожошев и Султанов договорились о том, что будет создана специальная кыргызско-казахская группа в мессенджере. Если казахская сторона будет возвращать назад какую-то из фур, в группу будет скидываться госномер транспортного средства, его электронные счет-фактуры и описание причин возврата груза в Кыргызстан.
«Также стороны договорились в недельный срок проработать вопрос применения в Казахстане навигационных пломб оператора Кыргызстана и провести анализ импорта из Китая в Кыргызстан и Казахстан в разрезе товарных позиций. Кроме того, стороны договорились об усилении работы пограничных служб двух стран в целях ликвидации в ближайшие дни образовавшегося затора грузовых АТС на кыргызско-казахстанской госгранице», – сообщают в кабмине.
Пробки на границе
Пробки из фур на кыргызско-казахской границе периодически возникают около десяти лет в разное время года. Кыргызская сторона говорит о произволе и коррупции казахских пограничников и таможенников, о политическом и экономическом давлении со стороны соседа. Казахская – периодически обвиняет кыргызстанцев в несоответствии завозимых товаров фитосанитарным нормам ЕАЭС. Так же в списке претензий – серый реэкспорт Кыргызстаном товаров из Китая и Турции, контрабанда и несоответствие товаров, которые ввозят в Казахстан, тем, что фактически значатся в декларации.
В 2017 году после ряда заявлений в адрес властей Казахстана со стороны тогда еще президента Алмазбека Атамбаева, которые казахский МИД расценил как «недопустимые» и «ложные», у кыргызстанцев и у водителей фур снова возникли крупные проблемы с пересечением наземной границы. Кыргызстан обратился с жалобой на Казахстан в ВТО и в ЕЭК.
Но в октябре 2017 года в Кыргызстане прошли выборы президента. При новоиспеченном президенте Сооронбае Жээнбекове 2 декабря того же года вице-премьер-министр Кыргызстана Толкунбек Абдыгулов и зампредседателя правительства Казахстана Аскар Мамин подписали «дорожную карту» по решению проблем на границе. Кыргызстан свои жалобы в ЕЭК и ВТО отозвал – такой механизм допустим, если стороны спора договорились.
За это время менялись и внутреннее законодательство ЕАЭС, касающееся грузоперевозок и таможенного контроля, и уровень цифровизации обеих стран. Кроме того, в обеих странах сменились президенты и – частично – состав госчиновников. Но компромисса Кыргызстан и Казахстан на практике так пока и не нашли – фуры простаивают, а бизнес несет убытки.