Кульминацией стало решение отозвать у Гарварда аккредитацию на приём иностранных студентов.
В основе скандала лежат данные расследований, указывающие на глубокие и неоднозначные отношения университета с китайскими структурами. В частности, Гарвард обвиняют в следующем:
Обучение силовиков: Университет организовывал тренинги для чиновников из Синьцзянского производственно-строительного корпуса (СПСК) — военизированной организации, находящейся под санкциями США за участие в геноциде уйгуров. Обучение в сфере общественного здравоохранения для членов СПСК продолжалось вплоть до 2024 года.
Военные исследования: Конгресс выявил факты сотрудничества Гарварда с китайскими военными университетами, такими как Цинхуа и Чжэцзян. Совместные проекты велись в стратегически важных областях, включая аэрокосмические технологии и оптику.
Сомнительные финансовые связи: С 2020 года университет получил более $151 млн от иностранных правительств, значительная часть которых связана с Пекином. Самый известный случай — пожертвование в размере $350 млн от гонконгского магната Ронни Чана, связанного с организацией, зарегистрированной в США как китайский лоббист.
По мнению Белого дома, эти финансовые потоки и партнёрства стали «троянскими конями», позволившими КПК получить доступ к американским технологиям и влиять на академическую среду.
Действия американских властей были быстрыми и жесткими. 22 мая 2025 года Министерство внутренней безопасности отозвало у Гарварда лицензию на зачисление иностранных студентов, сославшись на его связи с КПК, а также на «атмосферу антисемитизма и протеррористической деятельности в кампусе». Это решение поставило в подвешенное состояние более шести тысяч иностранных студентов, четверть из которых — граждане Китая.
Вслед за этим госсекретарь Марко Рубио объявил об ужесточении визовой политики в отношении граждан КНР, подозреваемых в связях с Компартией или обучающихся в стратегически важных областях.
Председатель специального комитета Палаты представителей по Китаю Джон Муленаар заявил: «Обучение Гарвардом членов китайской военизированной группировки, ответственной за геноцид, является частью тревожной тенденции, угрожающей национальной безопасности США».
Авторы расследований подчёркивают, что риск так называемого «академического захвата» существует не только в Гарварде. Аналогичные схемы влияния КПК наблюдаются в университетах Великобритании, Австралии и Европы.
История с Гарвардом стала предупреждением для всего Запада о том, что погоня за престижем и финансовой выгодой может привести к потере ключевых ценностей и поставить под угрозу академическую свободу, сделав ведущие вузы инструментом в руках авторитарного режима.