Кыргызстан отказал ОДКБ в проведении учений на своей территории

Кому это выгодно?

Отказ совпал с требованием со стороны Кыргызстана внести изменения в устав организации, и с косвенными обвинениями со стороны некоторых представителей властей республики в способности ОДКБ обеспечить безопасность.

Кому это выгодно?
В конце сентября учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2022», «Поиск-2022» и «Эшелон-2022» принимал Казахстан. Кыргызстан должен был принять у себя учения «Нерушимое братство-2022». Фото: пресс-служба ОДКБ.

Учения «Нерушимое братство-2022» должны были пройти с 10 по 14 октября в учебном центре «Эдельвейс» войсковой части №20636 в Балыкчы. Однако в самый последний момент их отменили. В оборонном ведомстве не стали озвучивать причину отказа – даже госинформагентству «Кабар». С подобным демаршем Кыргызстан выступает впервые, однако он может быть следствием последнего конфликта на границе с Таджикистаном-членом ОДКБ.

Между КР и РТ с 14 по 17 сентября произошли вооруженные столкновения на той части границы, которая до сих пор не имеет делимитации и демаркации. Боестолкновения переместились вскоре на территорию Кыргызстана, позже таджикская сторона заявила о прошедших боях и на своей территории. Официальных списков погибших не публиковали обе стороны, однако в общей сложности сообщалось, что со стороны Кыргызстана погибли 63 человека, большая часть из которых военные, Таджикистан сообщил о гибели 41 человека. Свои дома по обе стороны границы покинули более 160 тысяч человек, более 200 человек получили ранения.

Бишкек и Душанбе обвинили друг друга в военной агрессии, нарушениях международных уставов и соглашений, при этом прозвучали обвинения с трибуны ООН. С кыргызской стороны это сделал президент Садыр Жапаров, с таджикской – глава МИД республики Сироджиддин Мухриддин.

ОДКБ в дни конфликта призывала к миру и переговорам обе стороны, однако по уставу не имела права вмешаться в конфликт иным путем.

Курс на охлаждение: что происходит?

Часть гражданских активистов и политических деятелей, которая ранее требовала выхода Кыргызстана из ОДКБ и ЕАЭС, и даже из ШОС, решила воспользоваться ситуацией. В Сети и в СМИ снова начали активно писать и говорить о том, что Кыргызстану членство в объединении «с агрессором» не нужно, не нужно и членство там, где «страну не могут защитить». Еще одна линия постов и комментариев сводилась к тому, что остаться в ОДКБ стоит. Но при этом надо или отредактировать устав ОДКБ, или добиться исключения Таджикистана как агрессора из рядов ОДКБ. Эти же нарративы начали продвигать и до сентября 2022 года относительно «нейтральные» блогеры и лидеры общественного мнения.

Часть этих идей вскоре обнаружилась и в официальной риторике Кыргызстана. Так, на круглом столе 22 сентября секретарь Совета безопасности Кыргызстана Марат Иманкулов заявил, что ОДКБ нужно пересмотреть устав, в котором нет механизма решения конфликтов между странами-участницами, и пересмотреть правила участия стран в объединении.

– Мы собираемся поднимать этот вопрос. Надо ввести правило, чтобы все проблемы, возникающие между странами ОДКБ, решались мирным путем. Если кто-то надеется силой решить проблемы, предлагаем, чтобы его исключали из организации. Зачем это нужно, когда ты становишься членом ОДКБ и ждешь защиты от внешней угрозы, а получаешь конфликт со страной внутри организации? Пора нашим странам пересмотреть некоторые части устава ОДКБ, чтобы исключать из ее состава такие, когда участники бы применяли друг к другу угрозы, – призвал Иманкулов.

Позицию гражданского общества и соцсетей озвучили вскоре и напрямую руководству ОДКБ. В Бишкек с визитом 4 октября прибыл генсек объединения Станислав Зась, который встретился с председателем кабмина Акылбеком Жапаровым и президентом Садыром Жапаровым. По данным пресс-службы кабмина, Жапаров-премьер не только проинформировал Зася о таджикском вторжении и потерях Кыргызстана, но и заявил, что республика «была, есть и будет сторонницей разрешения всех вопросов исключительно мирным путем». Однако в кыргызском обществе, с его слов, авторитет ОДКБ подмочен Таджикистаном.

– Это наша неизменная позиция. Однако, мы не допустим посягательств на нашу территориальную целостность и суверенитет. Нам не нужно чужого, но свое мы не отдадим. Подобные противоправные и деструктивные действия таджикской стороны подрывают авторитет нашей общей Организации, – заявил Акылбек Жапаров, добавив, что «гражданское общество Кыргызской Республики обоснованно задается вопросом, о какой коллективной безопасности может идти речь, когда внутри Организации между государствами-членами происходят вооруженные конфликты и идут боестолкновения».

Характеризовал действия Таджикистана как «деструктивные» и Садыр Жапаров. По данным пресс-службы президента, состоялся «обмен мнениями по вопросам обеспечения региональной безопасности и стабильности, а также взаимодействия в рамках Организации».

«Отметив, что текущий год ознаменован 30-летием со дня подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летием с момента создания ОДКБ, Глава государства выразил сожаление тем, что юбилейный год Организации омрачают недавние противоправные и деструктивные действия со стороны государства-члена ОДКБ – Республики Таджикистан. Президент Садыр Жапаров подробно рассказал генеральному секретарю ОДКБ Станиславу Засю о вооруженной агрессии Таджикистана в отношении Кыргызстана, повлекшей гибель мирных жителей и военнослужащих, а также колоссальные разрушения объектов гражданской и социальной инфраструктуры в Баткенской области», – сообщает структура ведомства.

Через несколько дней, 7 октября 2022 года, в Ереване прошли консультации замглав МИД стран ОДКБ, где поучаствовали делегации Секретариата и Объединенного штаба во главе с заместителем Генерального секретаря ОДКБ Саматом Ордабаевым. По данным МИД, Кыргызстан представлял первый замглавы МИД Нуран Ниязалиев, который рассказал собравшимся «о последствиях военной агрессии» Таджикистана против Кыргызстана.

«[Ниязалиев]…призвал стороны к скорейшему запуску механизмов ОДКБ для недопущения впредь вооруженного вторжения и решения всех разногласий между государствами мирными средствами в соответствии с Договором о коллективной безопасности и Уставом ОДКБ. В этом контексте предложено принять совместное заявление и внести дополнения в уставные документы ОДКБ», – рассказали в МИД Кыргызстана.

Однако, похоже, консенсуса пока в ОДКБ не нашли. И отказ от учений на кыргызской территории заставил кыргызские соцсети и многих популярных лидеров общественных мнений снова требовать выхода из ОДКБ – для начала хотя бы из него. Рост числа подобных высказываний и постов совпал и с другим событием – отказом Садыра Жапарова ехать на неформальную встречу лидеров стран СНГ в Санкт-Петербурге 7 октября «из-за рабочего графика». Вместо него, по данным пресс-секретаря Жапарова, Эрбола Султанбаева, с поздравлением полетел госсекретарь Суйунбек Касмамабетов, но при этом Жапаров поздравил Путина и самолично – по телефону. Событие это антироссийская и антиевразийская общественность Кыргызстана тоже радостно расценила как шаг в сторону от Москвы и связанных с ней интеграционных объединений.

Кто может прийти на место ОДКБ?

В случае, если Кыргызстан покинет ОДКБ, база ОДКБ «Кант» уйдет с кыргызской территории, забрав «воздушный зонтик». Плюс республика потеряет возможность повышения квалификации для военных, обмена опытом, участия в учениях. Это значит, что Кыргызстану придется кооперироваться с кем-то более крупным и более технически оснащенным для своей защиты. И отдавать новому партнеру и защитнику свою территорию под новую военную базу и иные военно-технические нужды взамен – либо же предоставлять иные преференции. Разбираться с возникающими со стороны Афганистана и соседнего Таджикистана угрозами, как и с какими-либо другими, Кыргызстану самостоятельно вряд ли удастся. По данным на январь 2022 года, в международном рейтинге военной мощи «Global Firepower» Military Strength Ranking республика находилась на всего лишь 90-м месте из 142 возможных, рядом с Грузией, Замбией, Гватемалой и Угандой. Даже с новыми турецкими «Байрактарами», поступившими в прошлом году в страну, и с другими пополнениями в оснащении ВС КР.

Первым кандидатом выступают США, с которыми Кыргызстан вот-вот подпишет обновленное Соглашение о сотрудничестве. Пока не известно, какие экономические, либо иные виды сотрудничества могут войти в предварительный проект нового соглашения между Кыргызстаном и США – теоретически туда может войти и новая-старая военная база.

Прежнее Соглашение между правительством Кыргызстана и правительством США относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия «гуманитарной помощи, экономического и технического содействия» от 1993 года денонсировал бывший президент Алмазбек Атамбаев в 2015 году. Поводом стало награждение премией Госдепартамента США осужденного на пожизненное заключение правозащитника Азимжана Аскарова. Кыргызские суды всех инстанций признали Аскарова виновным в организации массовых беспорядков, разжигании межнациональной розни и соучастии жестокому убийству одного из милиционеров в июне 2010 года во время Ошских событий. При этом и кыргызские, и международные правозащитники считали приговор не правосудным и требовали пересмотра дела.

Документ из шести статей, которые определяли основы дипломатических, экономических, торговых и гуманитарных отношений Кыргызстана и США, перестал действовать с 20 августа 2015 года. Расторжение соглашения между Бишкеком и Вашингтоном, в частности, изменило статус военных и гражданских лиц правительства США в рамках программ партнерства на территории Кыргызстана. Оно вернуло некоторые тарифы, пошлины и таможенные сборы на товары и поставки в рамках программ помощи Кыргызстану, которые были сняты, пока соглашение работало. И вернуло налоги и сборы для некоторых правительственных и частных организаций США и их сотрудников, которые были заняты в рамках программ содействия Кыргызстану. Так же этот шаг сократил значительную часть программ США в Кыргызстане по развитию демократии, борьбе с насильственным экстремизмом, поддержке экономического роста и созданию рабочих мест, улучшению системы образования.

О готовности США укрепить взаимоотношения с новыми кыргызскими властями и подписать новое соглашение о сотрудничестве стало известно во время визита в Кыргызстан 15 апреля 2022 года заместителя государственного секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека Узры Зеи. По данным пресс-службы кыргызского кабмина, Узра Зея отметила «наличие желания США на укрепление взаимоотношений» с Кыргызстаном, и «сообщила о готовности подписать новое соглашение о сотрудничестве, тем самым открыв новую главу взаимоотношений между странами по вопросам демократических прав». Зампред кабмина Эдиль Байсалов, в свою очередь, подчеркнул приверженность Кыргызстана «международным обязательствам, основным правам и свободам человека, верховенству права», и «готовность руководства страны на активизацию сотрудничества с США».

Готовность подтвердил и президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Он 25 апреля 2022 года дал развернутое интервью госинформагентству «Кабар», где дал понять, что кыргызская внешняя политика в ближайшие годы будет весьма многовекторной.

– Наша внешняя политика одинаковая со всеми странами мира. Как небольшая страна, мы должны иметь уважительные отношения со всеми странами. Зачем нам лезть в большую мировую политику. Смешно, когда люди, которые не могут прокормить свои семьи, обсуждают мировую политику, поучают. Нам нужно развивать торгово-экономические отношения. В Кыргызстане есть хорошее выражение: «Эчки тууй албай жатып, койго аралжы болот» («Коза сама не смогла разродиться, но пошла к овце в повитухи», – прим.авт.). Нам нужно позаботиться о том, чтобы избавиться от нашего внешнего долга и поднять нашу экономику. Вот почему нам нужно подписывать экономические соглашения со всеми странами, а не только с США, – заявил кыргызский президент.

Побывавшая в начале октября 2022 года в Кыргызстане и.о. помощника госсекретаря по связям с общественностью Элизабет Кеннеди-Трюдо заявила: США готовы продолжать переговоры по соглашению.

– США видят Кыргызстан сильным партнером. Мы готовы продолжить переговоры. Каждая суверенная страна может выбирать своего партнера. Кыргызстан также может выбрать его. Соединенные Штаты готовы стать этим партнером, – сказала она в интервью кыргызскому филиалу «Радио Свобода» (признано в РФ СМИ-иноагентом).

Кроме того, Кыргызстан несколько месяцев назад впервые за последние годы принял участие в американских учениях «Regional Cooperation», обновив свой опыт взаимодействия с военными США.

Военно-технический интерес после начавшегося в 2021 году осложнения отношений Бишкека с Душанбе к Кыргызстану уже проявила и Турция. В частности, в июне 2021 года, после апрельского конфликта на кыргызско-таджикской границе, Садыр Жапаров посетил Турцию с официальным визитом, по итогам переговоров Жапарова и турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана стало известно о намерении Турции оказать на грантовой основе военно-техническую помощь Кыргызстану, и усилить сотрудничество в этом направлении. Какого рода и объема эти помощь и сотрудничество – не уточнялось. В том же году республика приобрела первые экземпляры турецких беспилотников «Байрактар», Бишкек получил уже и иную военно-техническую помощь со стороны Анкары. А в 2022 году, через несколько дней после кровопролития на кыргызско-таджикской границе, 19 сентября, глава Агентства оборонной промышленности при президенте Турции Исмаил Демир встретился с кыргызским послом Кубанчбеком Омуралиевым. В повестку встречи, по данным кыргызского МИД, вошло «возможное создание совместного кыргызско-турецкого оборонного предприятия» в Кыргызстане. Подобное предприятие уже почти 10 лет существует в Казахстане, пытались в Анкаре уже создать оборонное предприятие и с соседом Кыргызстана по региону, Узбекистаном.

Однако сторонники выхода Кыргызстана из ОДКБ не учитывают, что даже с новым «покровителем» или «партнером» республика вряд ли сможет избежать конфликтов с Таджикистаном и провокаций на границе с ним. По крайней мере, пока граница между странами не описана окончательно. Только при случаях новых провокаций на границе для экс-члена ОДКБ – даже если провокации создадут «третьи силы», о которых говорили и в Бишкеке, и в Душанбе в апреле 2021 года и в сентябре 2022 года – ситуация будет сложнее. При любом заявлении Таджикистана о «военной агрессии» со стороны Кыргызстана, страны ОДКБ вынуждены будут отреагировать соответственно на угрозу извне для страны-участницы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру