В Бишкеке женский марш за равные права 8 марта вызвал раскол общества

Камнем преткновения стали лозунги марша, по мнению ряда гражданских активистов, «нарушающие традиции общества», и участие в нем представителей ЛГБТ-сообщества.

В Бишкеке женский марш за равные права 8 марта вызвал раскол общества

Акция прошла в четвертый по счету раз и стала обсуждаемой еще до своего проведения. За 2 дня до старта мирного марша от кинотеатра «Россия» до памятника Уркуе Салиевой и открытия Женского городка солидарности, их организаторы – Бишкекские Феминистские Инициативы – столкнулись с запретом от муниципалитета. В письме было отмечено, что в этот день в центре города планируется проведение других мероприятий, а большое скопление людей, может вызвать беспокойство у граждан. Кроме того, по линии ГУВД попросили изменить маршрут шествия и исключить из мероприятия одну из организаций, занимающуюся защитой прав ЛГБТ.

Новость о запрете марша вызвала волну критики в социальных сетях и в СМИ, позже стало известно, что мэрия поменяла свое решение, отменив запрет. Но акция БФИ при поддержке ПРООН в КР заранее вызвала возмущение у представителей ОО «Кырк Чоро» - те обещали помешать ее проведению. В связи с чем на охрану марша было брошено 250 сотрудников милиции, и те добросовестно берегли марширующих от провокаций. Однако теперь у правоохранителей задача сложнее – уберечь от нападений и преследования тех, кто принял в акции участие…

О наболевшем

Запрет от муниципалитета и угрозы от «Кырк Чоро», казалось, только подстегнули общественность. На месте старта марша у кинотеатра «Россия» собрались более 300 человек, которые отражали лозунг марша 2019 года – «8/365», борьбу за солидарность, права женщин и многообразие в каждый день года – в полной мере. Кроме феминисток и гражданских активисток, в акции приняли участие и партнерские организации: ОО «Лабрис», КЦ «Шанс», «Таис Плюс», фонд «За международную толерантность», ОО «Кыргыз Индиго», национальная сеть «Сообща», ОО «Назик Кыз», ОЮЛ Ассоциация «Сеть Снижения Вреда», ОФ «Астерия», «Аттика», Кыргызская женская сеть, ОО «Страновой совет пациентов», и неравнодушные к проблемам общества и женщин граждане вне зависимости от их пола и гендера. Лозунги на плакатах отображали порой непредсказуемую повестку – встречались и плакаты «Я не боюсь сказать», «Горжусь, что транс», «Патриархат, кетсин», «Все так плохо, что даже интроверты пришли», «Бабушка терпела, мама терпела, а я терпеть не буду». Марш нашел отклик не только в Кыргызстане: прошли по Бишкеку от кинотеатра «Россия» до памятника Уркуе Салиевой с лозунгами, выражающими обеспокоенность ситуацией с правами человека и с правами женщин в современном мире и делегаты от Казахстана. Там аналогичные акции были запрещены.

«У нас несколько крупных феминистских организаций, и каждая из них имеет свою направленность: KazFem больше занят акционизмом, поддержкой и проведением каких-то арт-перфомансов, «Феминита» и «Фемпойнт» больше заняты адвокацией прав ЛБТК –женщин. В прошлом году моим подругам из KazFem запретили проводить митинг на 8 марта, там ждали сотрудники акимата и правоохранительных органов, которые пообещали: «Подайте заявку в следующем году и мы ее одобрим, мы поддерживаем женщин и женские права, это круто, что вы выйдете в женский день митинговать». Но в 2019 году мы подали более пяти заявлений на проведение акции, и все они получили отказ. Аргументируя это то тем, что нет возможности предоставить нам место для митинга, которое мы хотели, то тем, что есть какие-нибудь несоответствия нормативам в заявке... Активистке, которая подавала вместе со мной одно из заявлений, сказали, что всегда можно к чему-то придраться, и как бы мы ни пытались, все равно получим отказ. Мы подавали заявления и от KazFem, и от Казахстанской феминистской инициативы «Феминита», и индивидуально – как гражданки Казахстана, мы имеем на это право. И всем было отказано примерно в такой же формулировке. И поэтому мы прибыли участвовать в марше в Кыргызстан», - рассказала «МК» одна из участниц инициативной феминистской группы KazFem, Ада, прибывшая на марш вместе с еще несколькими делегатами из Алматы.

Под охраной правоохранителей колонна двинулась в сторону памятника Уркуе Салиевой и сквера Борцам революции через площадь Ала-Тоо, «Нулевой километр» и памятник Курманджан Датке. По дороге марширующие скандировали лозунги, отражающие наболевшие проблемы: «Остановите ала качуу», «Сколько Бурулай вам еще надо?», «Келинка нуждается в уважении, которое оказывает сама», «Мое тело - мое дело», «Не навязывай мне свою религию», «Келинизация - это рабство», «Мы требуем 30% квоту в местные кенеши», «Кухня и мода – это не свобода», «Мы против домогательств на улицах», «Бьет – значит, сядет!», «Женщина не обязана наливать чай!». Завершилось шествие у памятника, где неподалеку были открыты двери Женского городка солидарности – это пространство для женщин было развернуто всего на несколько часов, но охватило полезную информацию о правах, возможностях и защите. Кроме новых знаний и дружелюбного общения, участники и участницы марша могли познакомиться друг с другом и сделать памятные фото. Тем более, что известных правозащитников в разных сферах там было много, как из Кыргызстана, так и из Казахстана.

«Все прошло хорошо, людей было столько, сколько мы ожидали. Плюс мероприятие охраняли 250 сотрудников ГУВД. Изначально они должны были выделить всего 15 человек, но после того, как стало понятно, что возможны какие-то провокации, они выделили больше людей, и я хочу официально поблагодарить их за защиту»,– подвела итог в разговоре с «МК-Азия» Гулайым Айылчы, одна из организаторов марша, представитель БФИ в то время, когда акция завершалась. – «Два дня до марша мы переживали, думали, как обеспечить безопасность людей на марше, привлекли для этого ряд ресурсов, бросили туда все силы – ведь мы отвечаем за тех, кто приходит на марш. Но были и люди, которые поддерживали нас – после того, как стало известно о запрете и о возможных провокациях, некоторые наоборот, сказали, что придут из чувства протеста, потому что не хотят, чтобы ущемляли права. Сегодня запретят выходить на марш и будут угрожать, завтра еще что-то запретят, и будут задвигать и дальше и дальше…Поэтому в какой-то мере эта история помогла пробудить в людях гражданскую ответственность. Сегодня было много СМИ, даже те, о которых мы раньше не слышали. Я переживаю о том, что они напишут, как преподнесут наш марш…Но мы общались со всеми журналистами, отвечали на их вопросы. Удивило, что были и журналисты кыргызоязычных СМИ. Они спрашивали про ЛГБТИК, как мы относимся к ним, вырос ли к ним уровень насилия за последние годы – то есть вопросы были достаточно дружественные. Хочется надеяться, что информацию не переиначат, не переврут, и она будет преподнесена правильно. Чем больше говорят о нас в СМИ – тем больше людей узнает о правах, о толерантности, и возможно, все начнет меняться к лучшему!»

Волны негатива

Но последовавшие события показали, что до перемен к лучшему, упомянутых Гулайым, еще далеко. В социальных сетях реакция на мероприятие оказалась во многом негативной. Пользователи начали высказывать ненависть ко всем, кто принял в марше участие. Звучат радикальные предложения рода вычисления каждого из маршировавших и прямой физической расправы над ними разного рода. Правоохранительные органы пока не приняли мер по этому поводу, хотя эти угрозы и дестабилизируют обстановку в обществе. Из-за того, что на мероприятии оказался флаг ЛГБТ, а в рядах маршировавших – сограждане из ЛГБТ-сообщества, фокус мероприятия переместился, и его вместо марша за права женщин ( куда и правда входят и лесбиянки, бисексуалки и трансженщины) уже окрестили «первым в Центральной Азии гей-парадом». Ряд гражданских активистов разной идеологической направленности от ОО «Кырк Чоро» до Партии Зеленых Кыргызстана выразил протест против согласия муниципалитета с маршем. Мотивируя это тем, что на марше, кроме феминисток и солидарных с ними и с борьбой за права человека кыргызстанцев, оказались и сограждане-представители ЛГБТ-сообщества, которые развернули свой флаг и несли плакаты с лозунгами, отражающими их существование в кыргызском обществе, мировоззрение и их гражданскую позицию. Таким образом, по их мнению, мэр должен покинуть кресло, так как провел «гей-парад», а его организаторы должны понести ответственность. Добиться этого активисты хотят любой ценой - «Кырк Чоро» уже подали заявление по этому факту в Генпрокуратуру, и выйдут на митинг. В самой мэрии отмечают – закон не нарушили, конституционные права кыргызстанцев соблюли.

«Согласно Конституции, никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических и иных убеждений, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств. На основании Закона «О мирных собраниях» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны уважать и обеспечивать право на свободу мирных собраний, без какого бы то ни было различия и не вправе запрещать или вводить ограничения по месту, времени проведения и маршрутам движения мирных собраний», - заявил градоначальник Азиз Суракматов.

Азиз Эмилбекович добавил, что несет личную ответственность за деятельность правоохранительных органов, которые обеспечили порядок и спокойствие в столице в Международный женский день 8 марта. В целом же, акция, согласно позиции муниципалитета, как и заявлено, в основном осветила гендерное равенство и права женщин. А лозунги, которые возмутили общественность и флаг ЛГБТ могли быть… «провокацией».

К слову, причины ненависти к марширующим - не только в гомофобии или фобии феминизма. Многих недовольных искренне задело, почему маршировавшие выступали против домогательств на улицах, увеличения квоты для женщин в парламенте и местных кенешах, насилия в семьях или бесконечных унижений келинок - невесток и прислуживания их всем родственникам мужа? Ведь, по их мнению, это «никакие не права женщин, а пустая блажь», все разговоры о правах женщин - «подрыв традиций» и «насаждение европейских ценностей». А 8 марта и вовсе «праздник проституток»... К слову, женским маршем возмутились и в Центральном Комитете Коммунистического союза молодежи Кыргызстана, хотя и не предлагали ему никакой альтернативы.

Градус агрессии, подогреваемой провокаторами в социальных сетях, набрал критическую отметку и организаторы, которые обратили внимание общественности на десяток проблем, с которыми ежедневно сталкиваются кыргызстанки, были вынуждены выйти на пресс – конференцию и попросить у правительства и правоохранителей помощи не только в красный день календаря.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру