Недобор доходов составил почти 1,2 трлн пакистанских рупий, что эквивалентно почти 1% ВВП.
МВФ выразил тревогу по поводу расхождения в торговых данных Пакистана на $11 млрд за последние два финансовых года. Импортные показатели, предоставленные Pakistan Revenue Automation Limited (PRAL), были на $5,1 млрд ниже, чем данные Pakistan Single Window (PSW) в 2023-24 финансовом году, и этот разрыв увеличился до $5,7 млрд в 2024-25 финансовом году.
Пакистан неоднократно прибегал к краткосрочным внешним заимствованиям вместо проведения долгосрочных реформ, что привело к хроническому кризису платежного баланса.
С момента вступления в МВФ в 1950 году Пакистан обращался за помощью 24 раза. Текущие обязательства перед МВФ превышают $7 млрд, а официально зарегистрированный внешний долг составляет 35,1% ВВП. Независимые оценки показывают, что истинная долговая нагрузка значительно выше. С учетом условных обязательств и забалансовых статей, внешние обязательства Пакистана могут достигать $219 млрд, или почти 73% ВВП.
Основные компоненты долговой нагрузки:
$8,7 млрд в "циркулярном долге" энергетического сектора, растущем более чем на 200% в год.
$15 млрд в договорных гарантиях "бери или плати" для китайских электростанций.
$16,28 млрд долга государственных предприятий.
До $45 млрд нераскрытых государственных гарантий.
Такое накопление долгов создает серьезные риски для финансовой стабильности. Коэффициент обслуживания долга Пакистана уже составляет почти 30% экспортных поступлений, что является порогом, приведшим страну к дефолту в 1999 году.
МВФ продолжает предписывать финансовую консолидацию, либерализацию обменного курса, сокращение субсидий и приватизацию убыточных государственных предприятий. Однако эти меры сталкиваются с политическими трудностями в Пакистане, где граждане сопротивляются расширению налоговой базы и сокращению субсидий. Соотношение налогов к ВВП остается одним из самых низких в Южной Азии.
Энергетический сектор страдает от потерь при передаче и "циркулярного долга". Тяжелая зависимость от нефти и импортного сжиженного природного газа приводит к огромному оттоку иностранной валюты. Банковский сектор также уязвим: 57% активов коммерческих банков связаны с государственными ценными бумагами.
Рост Пакистанской фондовой биржи в начале 2025 года на 87% создал временное чувство оптимизма, но аналитики предупреждают, что это было вызвано спекулятивными иностранными потоками. Прямые иностранные инвестиции остаются низкими из-за политической нестабильности и непредсказуемых правил.
Зависимость Пакистана от поддержки МВФ подчеркивает как масштабы его уязвимостей, так и отсутствие устойчивых реформ. Без комплексной стратегии по улучшению управления, расширению налоговой базы и реструктуризации неэффективных секторов, будущие финансовые помощи останутся неизбежными. МВФ призывает к перестройке отношений с Пакистаном, связывая финансовую поддержку с реформами управления, которые меняют стимулы, борются с коррупцией и защищают уязвимых граждан. В противном случае, кредиты МВФ будут продолжать финансировать краткосрочное выживание, а не долгосрочное восстановление.