Экономический рост Китая снижается впервые за три десятилетия

Для большинства из нас потеря веса - это положительный момент. Для экономики - не так уж и много. Новый анализ, показывающий, что глобальный вес Китая снизился впервые с 1994 года, иллюстрирует, почему его шансы обогнать экономику США становятся все более сомнительными.

Экономический рост Китая снижается впервые за три десятилетия

В то время как Международный валютный фонд и другие организации регулярно называют Китай крупнейшим в мире фактором экономического роста, было показано, что этот показатель вводит в заблуждение.

Во—первых, в таких заявлениях используются “реальные” показатели ВВП, то есть с поправкой на инфляцию. Но мы живем в номинальном мире, где цены не снижаются с учетом инфляции, а являются фактическими цифрами на зарплатных чеках и бирках магазинов. Корпоративные продажи номинальны. Государственные расходы и налоговые поступления являются номинальными. Вы не можете взять “реальный” кредит. Вы не можете вернуть долг “реальными” долларами.

И в номинальном мире США остаются наиболее значимой экономикой. Экономисты JPMorgan Chase & Co. обновили свои глобальные оценки, чтобы учесть окончательные цифры на 2022 год, и они показывают, что на долю Америки приходится 28,4% валового внутреннего продукта планеты. Доля Китая составила 20%.

В этом году США также превзойдут Китай, отчасти благодаря падению курса юаня, но также и благодаря устойчивому американскому потребителю. Поскольку два геостратегических конкурента сражаются за влияние по всему миру, американская экономическая мощь станет удобной картой.

Команда JPMorgan отметила, что сокращение доли Китая в мировом ВВП - редкость. Прошлый год ознаменовался первым падением с 1994 года, когда Пекин ввел новый режим обменного курса, в результате которого долларовая стоимость его продукции сократилась.

Тем более поразительным является то, что вес Китая снизился в течение года, когда развивающиеся рынки в целом расширились — и это перед лицом самой агрессивной серии повышений процентных ставок Федеральной резервной системой США за последние десятилетия. Как правило, начало циклов ужесточения политики ФРС приводит к значительному обесцениванию валюты в развивающихся странах, что подталкивает их к самостоятельному повышению ставок, разрушающему экономический рост. Последний раз ФРС проявляла такую агрессивность, как в прошлом году, в начале 1980-х годов, и этот эпизод спровоцировал разрушительный долговой кризис в Латинской Америке.

На этот раз крупные развивающиеся страны, включая Бразилию, самостоятельно приняли меры по борьбе с инфляцией на раннем этапе, поддержав свои валюты, когда ФРС приступила к действиям. Показатели группы развивающихся рынков в целом “были особенно впечатляющими в прошлом году, преодолев ее обычную чувствительность к глобальным потрясениям”, - написали глобальные экономисты JPMorgan Джозеф Луптон и Беннет Пэрриш в отчете на этой неделе.

Что касается Китая, то он “сдерживался строгим соблюдением своей политики нулевого распространения Covid, что привело к отсутствию иммунитета из-за инфекции и карантина, которые подавляли активность”, - написали Луптон и Пэрриш. Добавьте к этому серьезный спад на рынке недвижимости, вызванный усилиями по сокращению заемных средств и чрезмерной застройкой. Этот спад продолжался до 2023 года, и Пекин только в последние месяцы переключил передачу, чтобы поддержать застройщиков. Падение стоимости недвижимости тем временем подорвало доверие потребителей из среднего класса Китая. В то время как президент Си Цзиньпин и его помощники предприняли множество шагов по активизации частного сектора — в том числе на этой неделе, когда Си Цзиньпин впервые с 2020 года посетил финансовый и технологический центр Шанхай, - влияние еще предстоит увидеть.

Данные за весь 2023 год будут доступны только через несколько месяцев. Но, глядя на третий квартал, становится ясно, что Китай еще больше отстал от США. Его номинальный ВВП вырос менее чем на 3,5% по сравнению с предыдущим годом в пересчете на юани. В долларах он заметно сократился благодаря падению курса юаня в этом году. Напротив, ВВП США в прошлом квартале был более чем на 6% больше, чем годом ранее. Хотя отчасти это произошло благодаря инфляции, этому также способствовали продолжающиеся потребительские расходы и возрождение производства.

Тем не менее, помимо текущих проблем, у Китая есть большой потенциал для наверстывания упущенного. Это особенно актуально, учитывая его гораздо более низкий уровень дохода на душу населения по сравнению с развитыми экономиками. Но у него также сокращается численность населения, что скажется на его росте. Напротив, США — особенно благодаря своей традиционной открытости (хотя в наши дни некоторые политические круги этого не желают) к иммиграции — намерены расширять ее на десятилетия вперед. Это повышает вероятность того, что, даже если Китай в конечном итоге превзойдет США, со временем он может отступить.

Агентство Bloomberg Economics проанализировало это в сентябре, придя к выводу, что Китай, скорее всего, больше не станет крупнейшей экономикой мира “на какой-либо постоянной основе”. Если это окажется верным, это даст США серьезные права на хвастовство в новой зарождающейся холодной войне — то, что казалось невозможным всего несколько лет назад.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру