Пакистанский национальный авиаперевозчик PIA остается без самолетов

У компании долги – она уже давно не расплачивается за поставки топлива, страховки и иные нужды поставщикам внутри страны и вне ее.

Пакистанский национальный авиаперевозчик PIA остается без самолетов
Фото: Aero Icarus from Zürich, Switzerland. PIA Pakistan International Airlines Boeing 747.

Авиакомпания Pakistan International Airlines (PIA) прибегла к остановке нескольких самолетов, поскольку изо всех сил пытается найти средства для поддержания своей деятельности в течение следующих нескольких месяцев. В это время ее основные функции и непрофильные активы будут выставлены на продажу. На прошлой неделе Министерство авиации выпустило строгое предупреждение в адрес компании, сообщив федеральному правительству, что PIA в настоящее время сталкивается с серьезной нехваткой средств, которая приводит к задолженности перед кредиторами, арендодателями воздушных судов, поставщиками топлива, страховщиками, операторами международных и внутренних аэропортов и даже Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).

Перевозчик под национальным флагом был вынужден посадить пять из тринадцати своих арендованных самолетов, и, возможно, еще четыре столкнутся с аналогичной участью. Министерство авиации также сообщило, что компании «Boeing» и «Airbus» находятся на грани прекращения поставок запасных частей к своим самолетам уже к середине сентября. Учитывая эти проблемы, министерство запросило немедленное вливание денежных средств в размере 23 млрд рупий и приостановку уплаты пошлин, налогов и сборов за обслуживание национальным агентствам. Однако этот запрос поступает без представления конкретного и жизнеспособного бизнес-плана.

Реструктуризация PIA – это сложный процесс, который, как ожидается, займет около восьми месяцев. Для того, чтобы продажа акций PIA принесла справедливую стоимость, авиакомпания должна продолжать функционировать на всех этапах реструктуризации. К сожалению, PIA обслуживает лишь небольшую часть населения страны, и на ее долю приходится менее 3% граждан, пользующихся авиаперелетами, при этом расходуются значительные государственные средства. Это резко контрастирует с критикуемыми и убыточными энергетическими компаниями, которые обеспечивают электроэнергией почти 80% населения.

Правительству Пакистана принадлежит 92% акций PIA, которая когда-то была известна своим лозунгом «С замечательными людьми можно летать». Однако с конца 1990-х годов авиакомпания столкнулась с растущими убытками, связанными с конкуренцией со стороны развивающихся региональных авиакомпаний, отсутствием предприимчивости, внешним влиянием, бесхозяйственностью внутри компании и недостаточным финансированием для расширения парка, как подчеркнуло авиационное подразделение. Чтобы справиться со своими финансовыми потерями, PIA накопила значительный долг, который в настоящее время достиг неуправляемого уровня. По состоянию на 31 декабря 2022 года долг и обязательства PIA составляли 743 млрд рупий — в пять раз больше общей стоимости ее активов, сообщило Министерство авиации, добавив, что ее общие убытки за последний финансовый год (2022-2023 год) составили 86,5 млрд рупий, из которых 11 млрд рупий были операционными убытками.

«Если ситуация сохранится в таком виде, долг и обязательства PIA вырастут до 1,977 млрд рупий, а ее ежегодные убытки возрастут до 259 млрд рупий в год к 2030 году», – говорится в сообщении Министерства авиации Пакистана.

Отмечается и то, что 383 млрд рупий из текущих долговых обязательств PIA были гарантированы правительством Пакистана, которое является владельцем 92% акций, ответственность за оставшуюся кредиторскую задолженность также в конечном счете лежала на нем.

За последнее десятилетие или около того было предпринято несколько попыток сделать PIA устойчивым. Эти попытки основывались на двух основных подходах. Первый подход в основном был направлен на преобразование PIA путем сокращения затрат, улучшения внутреннего управления и увеличения размера автопарка за счет капитальных вложений со стороны правительства. Однако несколько попыток такого рода не увенчались каким-либо успехом. Второй подход был сосредоточен на финансовой, юридической, операционной, коммерческой и кадровой реструктуризации PIA для приведения в порядок ее баланса с целью привлечения частных инвестиций путем продажи государственных акций.

Этот подход был впервые описан в отчете Консорциума Исламского банка Дубая за 2017 год, подготовленном Комиссией по приватизации, а затем в отчете доктора Ишрата Хуссейна о плане реструктуризации PIA на 2020 год. PIA также провела исследование, чтобы сформулировать обоснованный бизнес-план, привлекая IATA, которая также рекомендовала аналогичный подход, указав при этом капиталовложение в 3,5 млрд долларов в течение пяти лет для увеличения парка с 29 самолетов в 2021 году до 49 самолетов в 2026 году. Однако ни один из этих отчетов не смог быть реализован по разным причинам.

Из-за продолжающегося ухудшения финансового состояния PIA, в июне 2023 года было принято решение о широкой реструктуризации PIA в соответствии с рекомендациями, содержащимися в отчете Консорциума Исламского банка Дубая. Чтобы управлять этим процессом, был создан комитет под руководством тогдашнего министра финансов, который должен был руководить усилиями по реструктуризации. В соответствии с директивами этого комитета совет директоров PIA 25 июля этого года одобрил план реструктуризации PIA в свете вышеупомянутого отчета путем создания новой холдинговой компании для сохранения унаследованных кредитов, неавиационных активов и существующих дочерних компаний PIACL (PIA-IL, Skyrooms Limited и Saber Travel). При этом PIACL как полностью принадлежащая ей дочерняя компания сохраняет авиационные активы и связанные с ними обязательства. С тех пор также было устранено еще одно серьезное препятствие в этом направлении. Предыдущие положения Закона PIACL от 2016 года не допускали передачу управленческого контроля и более 49% акций PIACL частной организации и, следовательно, не способствовали привлечению частных инвестиций. Однако 12 августа был обнародован закон о внесении поправок, и теперь эти ограничения сняты, а PIACL была включена в приватизационный список Комиссии по приватизации с одобрения кабинета министров 7 августа. План реструктуризации еще не утвержден правительством.

Авиационное подразделение на прошлой неделе обратилось к правительству с просьбой выделить средства в размере 23 млрд рупий для покрытия надбавки, приостановить выплату 1,3 млрд рупий и 700 млн рупий соответственно, и отложить кредиты и надбавку до завершения реструктуризации примерно через восемь месяцев. Это не произвело впечатления на исполняющего обязанности министра финансов Пакистана Шамшада Ахтара на последовательных заседаниях ECC и Комитета Кабинета министров по приватизации. Затем оба комитета решили сформировать отдельную комиссию для оценки плана реструктуризации PIA и поручили министерству финансов и Государственному банку Пакистана оказать поддержку авиакомпании в решении ее финансовых проблем после завершения разработки конкретного плана реструктуризации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру