В Китае вялое производство является одной из причин слабого рынка

Китай и неравенство в оплате труда: новый вызов

Хаотичное перемещение продуктивной молодежи и стареющей квалифицированной рабочей силы в Китае порождает экономическую неопределенность, с которой правительству, похоже, неясно, как справиться.

Китай и неравенство в оплате труда: новый вызов

Времена Covid остались позади, но они каким-то образом вызвали неуверенность среди работников. Молодые люди не желают жить в больших городах, в том числе и в Шэньчжэне, который называют городом молодежи. Многие готовы мигрировать обратно в свои сельские дома.

Не обращая внимания на все это, правительство также развернуло программы по повышению производительности труда в сельских районах, стимулируя людей возвращаться в деревни. На самом деле это тот случай, когда левая рука не знает, что делает правая. На фоне всего этого безработица играет в испорченный спорт. Местные органы власти пытаются бороться с безработицей. Провинция Гуандун разработала план по отправке 300 000 молодых людей в сельские поселения к концу 2025 года для оживления местной экономики. Из этих участников 10 000 планируют работать в сельском хозяйстве, в то время как еще 10 000 получат помощь в создании новых предприятий.

Вялое производство является одной из причин слабого рынка труда. Промышленное производство Китая в январе-марте выросло на 3,0%, что является замедлением по сравнению с годовым ростом на 3,6% в 2022 году. Поскольку люди беспокоятся о своей работе, продажи товаров длительного пользования, таких как автомобили и бытовая техника, находятся на стагнации. Шэньчжэнь, где расположена первая в стране особая экономическая зона, возможно, начал терять свой блеск. Его население впервые сократилось в 2022 году, отчасти из-за пандемии Covid-19, но также в результате изменений в политике местных органов власти.

Сокращение численности населения облегчит некоторые проблемы Шэньчжэня, такие как пробки на дорогах и высокая арендная плата, но хваленый экономический рост города, который когда—то привлекал молодежь со всего Китая, больше не является главной движущей силой. Известный как “город молодых мигрантов”, средний возраст жителей в 2020 году составил 32,5 года, что значительно ниже среднего показателя по стране в 38,8 лет. Это готовое предложение мотивированных молодых людей проложило путь крупным инновационным компаниям, включая Huawei Technologies, BYD и Tencent Holdings. К 1997 году население Шэньчжэня достигло 5 миллионов человек, а в 2010 году превысило 10 миллионов, увеличиваясь с каждым последующим годом примерно на 5%.

Все изменилось в 2022 году, когда численность населения сократилась на 0,1% до 17,66 миллиона человек. Падение было связано со строгой политикой центрального правительства по борьбе с Covid. Учитывая, что вирус отражается в зеркале заднего вида, можно было бы ожидать, что население Шэньчжэня восстановится в 2023 году, но политика местных властей не помогает. Молодых людей раньше привлекали относительно мягкие требования к регистрации в Шэньчжэне, чтобы подняться по различным важным социальным ступеням. В Китае реестры переписи населения играют жизненно важную роль в обеспечении доступа к жилью и образованию. Теперь все наладилось. Последним гвоздем стала непомерная арендная плата – в три раза выше, чем в соседних городах, – которую молодежь не может себе позволить платить. Итак, они уходят.

В других городах за прошедший год часть молодых людей по всему Китаю сменила работу "белых воротничков" на "синие воротнички" в качестве бариста и кассиров. Они массово делятся фотографиями и видео со своими новыми ролями в Xiaohongshu, китайском ответе Instagram. Хэштег ”мой первый опыт физической работы" набрал более 30 миллионов просмотров по состоянию на 12 июня. Они хотят расслабиться, зарабатывать то, что необходимо для счастливой жизни, и не хотят ввязываться в конкурентные крысиные бега городских рабочих мест. Это могло бы стать толчком к повышению производительности, в частности, в секторе услуг, но это никого не волнует.

“От владельцев ресторанов быстрого питания, уборщиков, официантов до ухода за домашними животными молодые люди пытаются восстановить контроль над своей жизнью и внутренний порядок с помощью этих ”бессмысленных" ручных заданий", - говорится в описании хэштега. Многие из этих людей пишут в подписях о своем решении отказаться от работы “белых воротничков”, и между многими из них прослеживается четкая связь: несмотря на то, что они получили весьма желанную офисную работу, они отказываются от нее ради "бессмысленной" черной работы и лучшего чувства самореализации.

Аналитики говорят, что многие молодые люди могут быть разочарованы своей работой, потому что компании нанимают их не для работы, а для того, чтобы вы работали за компьютером на рабочем столе. И последнее, но не менее важное: обратная миграция - еще одна головная боль для правительства. Ожидается, что в ближайшем будущем этот процесс наберет обороты отчасти потому, что работники просто не могут позволить себе городское жилье и не имеют доступа к городскому здравоохранению. Согласно официальным данным, миллионы китайцев не вернулись в городские районы на работу после пандемии коронавируса в прошлом году. По состоянию на конец марта статистическое бюро сообщило, что трудящихся-мигрантов по-прежнему было на 2,46 миллиона меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Данные уже показывают, что вместо того, чтобы отправляться в крупнейшие города Китая, такие как Пекин или Шанхай, все больше трудовых мигрантов остаются поближе к дому, в пределах одной провинции. Государственная политика также внесла свой вклад в эту тенденцию. Поскольку за последние несколько десятилетий государство ослабило свой контроль над экономикой, десятки миллионов китайцев нашли работу в крупных городах, таких как Пекин и Шэньчжэнь. Местные органы власти построили метро и другую городскую инфраструктуру для поддержки экономического роста. Однако многие мигранты сталкивались с тяжелыми условиями труда в качестве чернорабочих на фабриках или, совсем недавно, курьеров китайских гигантов электронной коммерции. Строгая система проживания, называемая “хукоу”, не позволяла мигрантам получать доступ к государственному здравоохранению и школам или покупать недвижимость в городе, где они работают. Поток людей привел к истощению местных ресурсов, что побудило власти выселять мигрантов.

Многие люди за пределами крупных городов устраиваются на работу в этой так называемой цифровой экономике, поскольку они могут работать удаленно в компаниях, которые все еще могут базироваться в городских кварталах. Влияние этих различных видов перемещения работников и рабочей силы проявляется на бизнес и промышленные секторы. Поскольку молодежь отказывается от работы на шлифовальных фабриках, возникающая в результате нехватка рабочей силы расстраивает производителей.

Руководители заводов говорят, что они производили бы больше и быстрее, если бы на смену стареющей рабочей силе пришла более молодая кровь. Но предложение более высокой заработной платы и лучших условий труда, которых хотят молодые китайцы, рискует подорвать их конкурентные преимущества. А более мелкие производители говорят, что крупные инвестиции в технологии автоматизации либо недоступны, либо неосмотрительны, когда растущая инфляция и стоимость заимствований сдерживают спрос на ключевых экспортных рынках Китая. Согласно сообщениям западных СМИ, экономисты говорят, что рыночные силы могут вынудить как молодых китайцев, так и производителей обуздать свои устремления. “Ситуация с безработицей среди молодежи, возможно, должна стать намного хуже, прежде чем несоответствие удастся исправить”, - сказал Чживу Чен, профессор финансов Гонконгского университета, в интервью одному из средств массовой информации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру