ТЭЦ Бишкека, автодорогу и ЛЭП «Датка-Кемин» могут отдать Китаю

Акылбек Жапаров напомнил, что если Кыргызстан не рассчитается с долгами по кредитам Китаю, которые республика брала на инфраструктурные проекты, то китайская сторона сможет потребовать ввести в них свое управление.

ТЭЦ Бишкека, автодорогу и ЛЭП «Датка-Кемин» могут отдать Китаю

Глава кабмина рассказал о такой перспективе в парламенте, где отчитывался о работе своего органа за первые шесть месяцев 2022 года. Он напомнил, что с 2023 по 2028 годы Кыргызстану будет нелегко: республика входит в пик выплат по кредитам и внешнему долгу.

В долларах это от 400 до 460 млн долларов США, в сомах от 35 млрд до 50 млрд сомов. 80% этой суммы – внешний долг. При этом 50% от внешнего долга страны – то, что Кыргызстан должен Эксимбанку Китая.

Если же Кыргызстан не погасит своих долгов вовремя, то Китай сможет претендовать на ТЭЦ Бишкека, ЛЭП «Датка – Кемин» и альтернативную дорогу «Север-Юг», построенную на кредиты Китая.

«Эти слова не для устрашения, Экспортно-импортный банк Китая может ввести управляющую компанию, и объекты перейдут к ней. Поэтому мы должны избавиться от этой петли на шее. Нужно работать сплоченно под единым флагом, а не надеясь только на Бога. Мы должны сохранить независимость. Верю, что мы сможем выстоять с экономической точки зрения», – цитирует Акылбека Жапарова ИА Sputnik-Кыргызстан.

Глава кабмина отметил при этом, что случаи передачи объектов в управление другой стране имели место в Пакистане и Шри-Ланке.

Что не так с Пакистаном и Шри-Ланкой?

Обе страны – участницы китайской инициативы «Один пояс – один путь». Власти и Шри-Ланки, и Пакистана брали у Китая миллионные кредиты на создание и улучшение объектов инфраструктуры, но не смогли вовремя расплатиться по кредитам.

Шри-Ланка взяла кредит, в частности, на реконструкцию порта Хамбантота, работами занимались подрядчики из Китая. Но кредит и проценты по кредиту оказались непомерными, страна влезла в дополнительные долги и в итоге в 2017 году порт Хамбантота отошел китайскому госпредприятию China Merchants Port Holdings. China Merchants Port Holdings получило контрольный пакет акций компании, управляющей портом, и сам порт в аренду на 99 лет. Это погасило только часть долга перед Китаем в 1, 1 млрд долларов США. Кроме того, Китай получил новый контракт в Шри-Ланке, на реконструкцию порта Коломбо: стоимостью в 1,4 млрд долларов.

Из-за необходимости платить проценты по кредитам и гасить сами кредиты даже во время разгара пандемии коронавируса и мирового локдауна Шри-Ланка оказалась в глубоком экономическом кризисе к началу 2022 года. К концу весны 2022 года страну охватили массовые беспорядки, завершившиеся сменой власти. Финансовый кризис пока в Шри-Ланке никуда не делся. По разным оценкам в СМИ, страна еще должна порядка 12 млрд долларов.

В Пакистане Китай реализует проект КПЭК на 46 млрд долларов США. Китайско-пакистанский экономический коридор был частью «Одного пояса – одного пути» и должен был связать Китай со странами Азии, а Пакистан – обогатить и развить. По линии КПЭК должны были появиться железнодорожные ветки, электростанции, шоссе и другие объекты энергетики и транспорта.

Исламабад в 2015 году передал Пекину права на управление портом Гвадар, который находится на окраине КПЭК с южной стороны, для создания «свободной экономической зоны». Отошел Китаю не только порт, но и компания по управлению прибрежной морской зоной, и близлежащий аэропорт – на 43 года.

Права на них, по данным China Daily, получила китайская госкомпания China Overseas Port Holding, и она должна была построить шоссе между гаванью и побережьем, железнодорожную линию, волнорезы и иные сооружения для Гвадара. По данным Asia Times, Гвадар передали в счет долга перед Китаем в почти 16 млрд долларов, и после начала полноценной работы порта Китай получал бы 91% дохода порта и 85% от доходов СЭЗ вокруг него.

Но многие работы по проекту не завершились до сих пор. КПЭК оказался для пакистанской экономики неподъемным, как и выплаты по нему. Компании-реализаторы КПЭК в Пакистане, по данным региональных СМИ, оказывались в коррупционных скандалах. А сам КПЭК проходит по территории белуджей, не согласных с проектом – начались нападения на китайских исполнителей проекта и их убийства. Но, хотя проект толком и не заработал, власти Пакистана должны были гасить кредит на него и просить финансовую помощь и у других стран, и у МВФ. Как и Шри-Ланка, Пакистан столкнулся с экономическими проблемами, и с недавней сменой власти весной 2022 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру