«Щит и меч» кыргызского бизнеса

Решение о создании института бизнес-омбудсмена почти год назад, в сентябре 2018 года, в преддверии Дня предпринимателя, принял президент КР Сооронбай Жээнбеков, встретившись с представителями бизнеса в госрезиденции.

«Щит и меч» кыргызского бизнеса

После продуктивного диалога и составления списка самых насущных проблем, которые нужно было решить, по словам собравшихся, «еще вчера», президент озвучил необходимость выделения защиты прав предпринимателей в отдельный институт. Его деятельность должна была пресечь произвол со стороны правоохранительных и надзорных органов, представителей судебной системы в адрес мелких и крупных бизнесменов и инвесторов. К началу сентября 2019 года новая структура уже получила руководителя. Но еще до сих пор не начала работу, хотя правонарушений в адрес инвесторов и отечественных предпринимателей в республике за этот год меньше не стало...

«МК-Азия» разбирался, кто, как и почему возглавил ведомство, на какую помощь смогут рассчитывать предприниматели и инвесторы, обратившиеся в институт бизнес-омбудсмена, и куда можно подать первые жалобы.

Сито отбора

В декабре 2018 года было принято постановление о создании института, а в апреле 2019 года стало известно о том, что Наблюдательный совет бизнес-омбудсмена КР при поддержке Европейского банка реконструкции и развития начал сбор заявок на конкурс по отбору кандидатов на должность бизнес-омбудсмена. Требования оказались весьма строги – в частности, к обязательным относились наличие у кандидата высшего образования, глубокого знания хозяйственных, общественных проблем, проблем государственного управления и иных проблем, связанных с ведением предпринимательской деятельности в КР, безупречной репутации, отсутствия судимости и замешанности в коррупционных скандалах и разбирательствах разного рода. Кандидат был не вправе занимать должность в госструктурах, иметь работу любой разновидности в госструктурах или в предпринимательской сфере, в учреждениях и организациях, на предприятиях (за исключением неоплачиваемой преподавательской и научной деятельности, выполняемой в связи с их должностными обязанностями), не должен был быть учредителем и принимать финансовое или какое-либо иное участие в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, независимо от формы собственности. Кроме того, он должен был быть аполитичен – без членства или иного вида участия в какой-то из политических партий КР. К желательным требованиям относились опыт защиты прав и законных интересов бизнеса, работы с нормативно-правовыми актами и применения их на практике, предпринимательской деятельности или работы в бизнес-ассоциациях, взаимодействия с государственными органами и бизнесом, участия в разработке и реализации программных документов/рекомендаций в сфере бизнеса. А так же знания в области регулирования предпринимательской деятельности (в том числе антимонопольного, лицензионно-разрешительного, инвестиционного, внешнеэкономического, фискального, технического регулирования, торговли), управленческий опыт (в том числе эффективного планирования и определения приоритетных направлений деятельности, оперативного принятия управленческих решений, новаторских подходов для решения поставленных задач), проведения презентаций, публичных выступлений и навыки своевременного выявления и разрешения проблемных/конфликтных ситуаций и построения эффективных взаимоотношений. Вопрос отбора решался за закрытыми для СМИ дверями, наконец, было объявлено об избрании правозащитника. Им стал экс-посол Великобритании в Кыргызстане, Робин Орд-Смит.

Прозрачность превыше всего

С учетом того, что обычно на должности в госорганах КР подают резюме либо назначаются «сверху» и «сбоку» приблизительно одни и те же примелькавшиеся лица, и близко не подходившие под критерии отбора для бизнес-омбудсмена, Наблюдательному совету пришлось нелегко.

«Наблюдательный совет состоит из трех сторон – правительства, международных организаций – доноров и партнеров по развитию и бизнеса. От правительства была выдвинута моя кандидатура, от доноров директора ЕБРР по Центральной Азии Нила Маккейна, а от бизнеса – пять самых крупных ассоциаций (Американская торговая палата, Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР, Международный деловой совет, Бизнес-ассоциация JIA и Торгово-промышленная палата КР). Плюс две ассоциации на ротационной основе – они обеспечивают справедливость. Сейчас это Ассоциация таможенных брокеров и Союз банков Кыргызстана. Позже их заменят Ассоциация операторов связи и Союз предпринимателей, и так далее. Каждая сторона имеет 1 голос – доноры и партнеры по развитию 1 голос, 1 голос от бизнеса и 1 от правительства. Деятельность Наблюдательного совета – выбор бизнес-омбудсмена, который проходит единогласно, регламент его работы и создание ему условий и рабочего поля – офиса, секретариата и так далее», – говорит Эльдар Алишеров, заместитель министра экономики КР. – «Перед нами сейчас стоит задача создания главного нормативного поля – закона, что будет регулировать все правовые отношения в этой сфере. Сейчас мы разрабатываем закон в трехстороннем формате и потом сделаем круглый стол, где проект будет представлен, после чего он отправится в ЖК. Опыт работы самого омбудсмена так же будет учтен».

По словам Нила Маккейна, директора ЕБРР по Центральной Азии, совет с задачей справился.

«Мы гордимся тем, что процесс отбора кандидатов прошел открыто и прозрачно. Подали заявки на должность более 100 человек, отбор прошли 20 из них. Чтобы исключить риски, мы привлекли к подбору кандидатуры международную компанию, которая помогает крупным корпорациям в поиске сотрудников по всему миру. Были даны объявления о вакансиях в лучших газетах и журналах мира, в результате чего свои резюме прислали кандидаты на должность бизнес-омбудсмена из восьми стран мира. По итогам отбора по резюме и баллам мы выбрали пятерых финалистов, и провели с ними собеседование. Избрание на позицию бизнес-омбудсмена Робина Орд-Смита - результат консенсуса между всеми сторонами Наблюдательного совета, хотя и были долгие и сложные обсуждения того, кто же достоин занять этот пост. И я благодарен партнерам по Наблюдательному совету за конструктивный и продуктивный диалог, который привел к единогласному решению», – отметил он.

Полная независимость

В шорт-лист вместе с экс-послом Великобритании в КР вошли Нурсулу Ахметова, ранее работавшая в администрации президента КР, Нурлан Мусуралиев – замглавы Торгово-промышленной палаты КР, Сергей Пономарев, глава Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР и Актилек Тунгатаров, трудившийся много лет в качестве директора по устойчивому развитию от КР в «Cumtor Gold Company» и на руководящих должностях Международного делового совета. Ответ на вопрос «почему же все-таки приоритет был отдан не уроженцу Кыргызстана?», волновавший и кулуарных завсегдатаев, и диванных аналитиков, и самих простых предпринимателей, прост.

«Когда разрабатывалось постановление о деятельности бизнес-омбудсмена в Кыргызстане, мы учитывали не только самую лучшую мировую практику, но и опыт соседних государств. Кроме того, были учтены все рекомендации госорганов, международных организаций и бизнес-сообщества. Главным требованием была независимость кандидата. И поэтому было решено дать возможность принять участие в конкурсе не только гражданам Кыргызстана. Работа была проведена серьезная, в ходе отбора номинантов были жаркие дискуссии, но в итоге победил сильный кандидат, соответствующий всем требованиям конкурса. В международной практике случаи, когда бизнес-омбудсмен имеет другое подданство, есть – например, практика Украины – для защиты своих предпринимателей они пригласили литовского экономиста, который ранее возглавлял министерство финансов. И наша работа увенчалась успехом – мы смогли создать независимый орган. Мы просим не бояться факта, что бизнес-омбудсмен имеет иностранное гражданство – это компетентный и квалифицированный специалист, к тому же он работал в Кыргызстане ранее, знает наш менталитет, нашу культуру, и всегда положительно отзывался о Кыргызстане, продвигая его в мировом сообществе и привлекая инвесторов», – поясняет Назира Бейшеналиева, глава Американской торговой палаты в КР («AmCham»).

Есть свое обоснование выбора и у других представителей стороны бизнеса.

«Мы постарались сделать максимально объективный выбор. Было очень много споров, структуры и организации, представлявшие разные сферы экономики и входящие в Наблюдательный совет как сторона, не всегда были единодушны – были обсуждения, споры, столкновения интересов. Но в конечном итоге мы пришли к консенсусу среди участников своей стороны, а затем и с двумя другими сторонами. Основанием для того, что Робин Орд-Смит был избран, стали не только его компетенции и независимость, но и его возможность представлять в равной мере интересы всех слоев населения, а не определенных группировок или кланов, преследующих свои цели. И то, что он занял пост кыргызского бизнес-омбудсмена, поможет равной защите прав и интересов всех представителей бизнес-сообщества. Кроме того, Наблюдательный совет занимался и выбором заместителей бизнес-омбудсмена, это люди, которые знают экономику Кыргызстана, уважаемы и в сообществе бизнесменов и предпринимателей и на международном уровне. Мы выбрали самые достойные кандидатуры и считаем, что эта команда будет работать максимально эффективно. Государственная машина сейчас имеет много возможностей для давления на предпринимателей, и мы надеемся, что наши чаяния оправдаются. Тем более, что закон о работе омбудсмена будут готовить не чиновники, а лично бизнес-омбудсмен на основании полугодичного опыта работы, проблем и трудностей, с которыми ему доведется столкнуться», – отмечает Иван Гелетюк, президент Ассоциации таможенных брокеров КР, которая сейчас входит в Наблюдательный совет на ротационной основе.

Разгрузить одних, защитить других

Как же будет работать бизнес-омбудсмен? Он избирается с помощью Наблюдательного совета сроком на пять лет с возможностью переизбрания, но без права занимать должность более двух сроков. Зарплатой представителей института и его руководителя займется ЕБРР. В сферу деятельности бизнес-омбудсмена входит рассмотрение и реагирование на жалобы о предполагаемых коррупционных действиях и других нарушениях законных интересов предприятий в результате действий или бездействий (включая решения) со стороны государственных и муниципальных органов власти, контролируемых государством предприятий и их должностных лиц. И создание рекомендаций по реформированию законодательства КР с целью защиты прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от коррупционных деяний и/или других нарушений со стороны государственных органов. В институт бизнес-омбудсмена будут стекаться все жалобы, что поступали раньше в бизнес-ассоциации, откуда по большей части уходили в не совсем подходящий для этого Минэконом и мешали профильной деятельности министерства. Теперь же жалобами займется централизованный орган, услуги института бизнес-омбудсмена притом будут бесплатными. Игнорировать обращения ведомства госорганам будет сложно – срок реакции госорганов на рекомендации института бизнес-омбудсмена и обращение к ним регламентируется от 5 до 15 дней.

Но есть одно «но», даже два. Первое – помочь полноценно бизнес-омбудсмен кому-то сможет только на стадии случившегося нарушения прав либо имеющегося благодаря им досудебного производства. Если дело, которое возбуждено с ущемлением прав предпринимателей, уже передано в суд или по нему уже есть решение суда – он бессилен. Однако обратиться в институт бизнес-омбудсмена адвокаты потерпевших от произвола властей-таки могут. Дабы их случай получил огласку и в будущем его повторение было бы исключено. Благо все обращения будут прозрачны и доступны на сайте института – как и по ним принятые меры. Второе – ни точных, ни приблизительных временных рамок того, когда же у Орд-Смита появится офис и приемная, а на стол его и его помощников сможет лечь первая жалоба от бизнесменов или инвесторов, услышать так и не удалось.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру