Первые победы нового президента Кыргызстана

7 декабря 2017 в 12:24, просмотров: 1954

В последнее время, благодаря излишней эмоциональности в публичных выступлениях уже экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, в отношениях между Республикой Казахстан и КР отмечалась некоторая напряжённость. В обществе признают, что данный конфликт - угроза целостности всего Евразийского экономического союза.

Первые победы нового президента Кыргызстана

Эксперты Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС), которые оказывают содействие успешному развитию бизнеса в рамках евразийских интеграционных процессов, не могут закрывать глаза на возникающие конфликты интересов стран-участниц ЕАЭС, так как это препятствует экономическому росту стран континента Евразия.

И в интересах поиска компромиссных путей выхода из текущего кризиса в штаб-квартире ЕОЭС совместно с Центральноазиатским информационным порталом News-Asia (Бишкек) и Ассоциацией политических исследований (Астана) 22 ноября состоялся международный круглый стол на тему: «Инвестиционные перспективы Кыргызстана и Казахстана в ЕАЭС».

В мероприятии приняли участие политики, представители бизнес-сообщества, политологи, эксперты-экономисты и представители СМИ из Российской Федерации, Казахстана и Кыргызстана, а также чиновники РФ и иностранные дипломаты посольств ЦА и Китая.

Политика - концентрированное выражение экономики. В то же время её собственное содержание и суть отнюдь не сводятся к указанной характеристике, - заявили участники дискуссии. По мнению экспертов, вряд ли кто-нибудь всерьёз будет говорить, что Казахстан по какой-то «вредности» или «злобе» своей не пускает кыргызские товары на свою территорию или не пропускает их транзитом в другие страны ЕАЭС. Просто руководители Кыргызстана должны были с самого начала отдавать себе отчёт, что в рамках Союза их страна будет обязана соблюдать принятые в нём стандарты.

- Мне очень понравилась позиция Евразийской экономической комиссии, когда на последнем совещании, связанным с либерализацией рынка, представители одной из стран-участниц Евразийского экономического союза во время дискуссии заявили, что они будут думать, стоит ли приглашать представителей бизнеса. Руководство Евразийской экономической комиссии не согласилось с такой позицией, обратив внимание на то, что создание ЕАЭС изначально направлено на обеспечение нормальных условий для бизнеса, поэтому чиновники должны в первую очередь представлять и обслуживать интересы предпринимателей. Только так бизнесмены смогут приносить экономике результаты, - рассказал Генеральный секретарь ЕОЭС Владимир ПИСКУРЕВ.

Он пояснил, что Евразийская организация экономического сотрудничества заинтересована в первую очередь в развитии экономического взаимодействия между странами евразийского пространства.

- Ещё в 2012 году, когда в Швейцарской Конфедерации была подписана Цюрихская Конвенция об учреждении ЕОЭС, мы думали, что одним из направлений нашей работы должно быть содействие евразийской интеграции. Но прошло пять лет, и мы начали понимать, что этого недостаточно. Необходимо выходить на более серьёзные масштабы общения, то есть на общение на территории всей Большой Евразии, - отметил он.

По словам Генерального секретаря ЕОЭС, участвуя и организуя мероприятия за пределами стран Евразийского экономического союза, стало совершенно очевидно, что другие страны также заинтересованы в сотрудничестве, поэтому и было принято решение развивать сотрудничество во всей Большой Евразии и за её пределами.

- Сейчас мы работаем в формате Евразия +, поскольку страны других континентов проявили большой интерес к сотрудничеству с евразийскими странами. В частности, это государства Латинской Америки и Австралия, - пояснил Пискурев.

У политики есть и свои причины, свои факторы развития, свои проблемы и последствия этих проблем. И поэтому, наверное, нельзя из-за экономических трудностей, даже очень и очень серьёзных, переводить недовольство действиями своего торгового партнёра в политическое русло и доводить дело до обмена «любезностями» между лидерами государств. Необходимо помогать друг другу в трудных ситуациях в соответствии с духом и положениями о взаимопомощи и взаимовыгодном сотрудничестве, которые подразумеваются уставом ЕАЭС.

Участники мероприятия выразили мнение, что кардинальное реформирование деструктивных элементов в экономике двух стран поможет в установлении контактов между ними. Для улучшения ситуации необходимо пересмотреть систему реэкспорта, которая не дает возможности получать прибыли из-за слишком низких пошлин. Введение однотипных мер, максимально полное соблюдения договорённостей и объединение совместных усилий по борьбе с контрабандой позволит избежать возникновения тонкой грани между криминалом и не криминалом. Фактически это позволит вывести ситуацию из серой юридической зоны. Пока нет полноценной юридической базы для решения возникших проблем, имеет смысл создать коллегиальный орган сотрудничества таможенных служб, где Казахстан и Кыргызстана осуществляли бы совместный контроль на пропускных пунктах. Речь может идти о создании летучих групп таможенников из третьих (сторонних) стран. Таможенный мониторинг границ повысит уровень доверия в обществе в отношении ЕАЭС, и это будет способствовать тому, чтобы правительства и парламент тоже реагировали и выстраивали диалог.

Стоит обратить внимание и на позитивный опыт чипизации некоторых ввозимых товаров, что позволит повысить собираемость налогов и значительно осложнит ввоз контрабанды. При этом важно, чтобы все эти меры не мешали торговле между странами ЕАЭС и Китаем.

Кто виноват, что делать?

Представители Казахстана считают, что основная вина в конфликте лежит на Кыргызстане, в первую очередь, на его руководителе.

- Уже больше месяца всё информационное пространство двух стран забито некорректными спичами экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. Думаю, все согласятся, что тон полемики, избранный 4-м президентом КР, совершенно не соответствует дипломатическим и даже этическим нормам и, соответственно, портит добрососедские отношения между странами. Вбивая кол между двумя государствами, Атамбаев в первую очередь думал о своих амбициях, нежели о благополучии своего народа. Жалко, что он уклонился от участия в саммите, где у него была возможность обсудить с президентом Казахстана все вопросы, не усугубляя конфликт. Очень досадно, что у Атамбаева отсутствует эрудиция, которая необходима любому руководителю. Он не смог дипломатично донести ту мысль, что хотел, высказав всё на уровне, недостойном лидера. Именно это и привело к усугублению кыргызско-казахских отношений. Последнее выступление Атамбаева и вовсе продемонстрировало отсутствие какого-либо дипломатического представления о публичных высказываниях в адрес руководителей других государств, - заявила Карлыгаш НУГМАНОВА, доктор политических наук, профессор Центра военно-стратегических исследований (Астана).

По её данным, 23,4% пищевой продукции и 44% лёгкой промышленности из Кыргызстана уже не соответствуют показателям технических регламентов.

- Отсутствие концептуального видения системы координат экс-президента в целом подставило под удар весь экспортный потенциал КР. У нас в Казахстане это расценивают, как отсутствие сопереживания за народ. Если говорить о контексте «Кыргызстан в ЕАЭС», то явно заметно, как в этой стране под покровительством высших чиновников поощрялась контрабанда, реэкспорт, отсутствовала система стандартов. И всё это подрывало не только экономику изнутри страны, но и наносило торговый вред партнёрам по Союзу. Радует, что с первого января вступает в силу новый таможенный кодекс. Он предусматривает ряд изменений, упрощение таможенных операций, введение электронного документооборота. И мы надеемся, что по заслугам оценят новый кодекс бизнесмены и то, что новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков выведет свою страну на должный уровень, соблюдая все правила Союза, с чем не справился его предшественник, - считает Карлыгаш Жандильдиновна.

Все эксперты выразили сожаление, что между РК и КР возникло недопонимание, и это стало мешать бизнесу. Для разрешения возникшей ситуации Генеральный секретарь ЕОЭС предложил создать «Совет мудрецов», наподобие Совета старейшин.

Конфликт исчерпан

Отметим, что новый президент КР Сооронбай Жээнбеков в отличие от своего предшественника, не побоялся и на прошлой неделе встретился с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Президенты обсудили перспективы двусторонних отношений на саммите ОДКБ в Минске, коснулись и вопроса по урегулированию ситуации на кыргызско-казахской границе. Нурсултан Назарбаев недвусмысленно отметил, что причины кризиса на границе двух стран всем известны.

- Поэтому мы пришли к такому решению: есть дорожная карта, которую составили правительства наших стран, мы её рассмотрели. Рабочие группы двух государств обсудят и подпишут документ, - подчеркнул глава Казахстана.

Он отметил, что принято решение установить контроль на границе и со стороны Казахстана, и со стороны Кыргызстана. Также три человека от ЕАЭС будут пропускать и осматривать грузы. Таким же образом будет проходить проверка и на границе с Китаем.

- Мы поговорили обо всех существующих вопросах и пришли к единому решению. Правительства двух стран должны доработать дорожную карту по урегулированию ряда вопросов взаимодействия в течение декабря. Тогда многие проблемы будут решены, - отметил Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ, президент КР.

Никита Мендкович, Глава Евразийского Аналитического Клуба считает, что договорённости были ожидаемым моментом после вступления в должность нового президента и ухода субъективного момента в отношениях. - ЕАЭС всё это время содействовал диалогу на уровне правительств, выработке новых подходов к борьбе с серым импортом, контролю над границей. Предварительные соглашения были достигнуты ещё в конце октября, черёд был за соглашением президентов по политическим вопросам. Кризис нанёс болезненный удар по бизнесу Кыргызстана, но стал поводом для решения проблемы «серого импорта», который долгое время мешал развитию собственного производства и Казахстана, и Кыргызстана. Сейчас обе стороны признали наличие проблемы, и это - важный шаг вперёд. Отрадно отметить, что судя по Минскому заявлению двух президентов, среди прочих мер ими одобрен перекрёстный контроль на границе с КНР с участием представителей обеих таможен и ЕЭК, который предлагался в докладе ЕАК, - поделился с «МК-Азия» эксперт.



Партнеры