Полет нормальный?

Все тайное становится явным: президент КР встречался с молдавским олигархом

На прошлой неделе оппозиционеры выдвинули главе государства претензии относительно его «секретного» полета в Кишинев и встречи там с «молдавским абрамовичем» — одним из лидеров правящей коалиции республики Владимиром Плахотнюком. Сохранить визит в тайне не удалось — еще бы, враги не дремлют, ни свои, ни заграничные! Сведения о неформальной встрече просочились в молдавскую прессу благодаря журналистам расследовательского проекта RISE Moldova, финансируемого Госдепартаментом США. Согласно распространенной RISE информации, 15 марта Атамбаев прилетел в Кишинев на самолете Embraer Legacy 650 авиакомпании Nobil Air, принадлежащей Плахотнюку. Отель Nobil, где проходила встреча, — тоже собственность молдавского олигарха. На том же самолете, как написало одно из местных информагентств, наш президент затем отправился в Санкт-Петербург на переговоры с Путиным.

Все тайное становится явным: президент КР встречался с молдавским олигархом
Алмазбек Атамбаев.

В минувший четверг оппозиционный Равшан Жээнбеков предложил провести целое парламентское расследование на тему «зачем президент летал в Молдову?». Народоизбранника так задела эта история, что он не поленился «начертать» в адрес главы государства официальное письмо, где поставил вопросы ребром: кто предоставил Алмазбеку Шаршеновичу частный самолет, кто оплатил вояж, почему президент встретился не со своим молдавским коллегой или с премьер-министром РМ, а с весьма мутным, хотя и влиятельным местным коммерсантом?

Ответ на первый вопрос уже известен. На второй и третий неуклюже попытался ответить аппарат президента, распространив соответствующее заявление вскоре после предложения Жээнбекова о расследовании. В нем говорится, что глава государства действительно совершил кратковременную остановку в Кишиневе, что состоявшиеся неофициальные встречи с председателем парламента Молдовы Адрианом Канду и одним из лидеров правящей коалиции республики Владимиром Плахотнюком были посвящены обсуждению вопросов взаимодействия Молдовы с Евросоюзом и Россией. «Эти же вопросы, наряду с другими, были предметом разговора на встрече Атамбаева А.Ш. с Путиным В.В. И эти же вопросы планируется обсудить в числе многих других во время предстоящего визита президента КР в страны Европы. Кыргызстан вступает в Евразийский экономический союз и имеет непосредственные интересы в укреплении мира и недопущении эскалации напряженности на Евразийском континенте», — указано в пресс-релизе. Что касается расходов, то их, согласно информации АП, Алмазбек Шаршенович оплатил сам. А президентский борт он не использовал, поскольку тот «в данное время проходит предполетную проверку».

Объяснения замглавы руководителя АП Сапара Исакова оказались еще более пространными: дескать, комментировать кишиневские встречи пока не время, но в целом они, как и вся другая деятельность президента, продиктованы исключительно национальными интересами и в итоге будут способствовать повышению нашего авторитета на международной арене.

Подобные оправдания выглядят, мягко говоря, странно. Интересы национальные, а борт почему-то частный, да еще принадлежащий молдавскому, прямо скажем, мафиози? (На личном самолете Плахотнюка, кстати, часто летал и его приятель Олег Воронин, сын бывшего президента РМ Владимира Воронина. Репутацию Олега Владимировича тоже не назовешь кристально чистой: подозревался в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в особо крупных размерах, потом рассорился с Плахотнюком и заявил, что сожалеет о знакомстве с ним, поскольку тот «проводит рейдерские захваты».) Взаимодействие молдавско-европейско-российское, а президент кыргызский (ладно бы еще молдавский был задействован, так нет — на встречу с ним у Атамбаева времени не было). Если нас так волнует «недопущение эскалации напряженности на Евразийском континенте», почему Алмазбек Шаршенович пробирается в Кишинев, что называется, аки тать в нощи, а не открыто, с журналистами, которые с удовольствием расписали бы после всё про «расширение, углубление, укрепление и дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество»? Наконец, в каком страшном состоянии должен находиться президентский борт, что на его предполетную проверку уходят не часы, а дни?

Владимир Плахотнюк.

♦ ♦ ♦

Жээнбеков, кстати, вспомнил историю с Ахматбеком Кельдибековым, которому в бытность спикером в числе прочего тоже досталось на орехи за полет на частном самолете. Напомню, тогда лидер «атамекеновцев» Омурбек Текебаев обвинил Кельдибекова в непонимании высокой исторической миссии парламентаризма и «допущении дискредитации» опять же высокого звания торага. В списке многочиленных кельдибековских грехопадений оказался полет с тогдашним председателем ГРС Джаныбеком Бакчиевым на частном самолете «Челленджер» в Астрахань, обошедшийся, по подсчетам «атамекеновцев», в 70 тысяч долларов. Кельдибеков тогда, как ныне АП президента, ушел в глухую оборону: да, дескать, летал с друзьями, расходы оплатил сам, поездка была частная, а ее цели — не ваше дело. Заодно «атамекеновцы» обвинили Кельдибекова еще кое в чем: «Во всех своих поездках по регионам страны он проявлял бай-манапские замашки, позволяя готовить ему пиршества с забиванием живности от перепелок до кобылиц».

И вот он, «привет из прошлого»: нынешний торага Асылбек Жээнбеков, «отбивая» президента от нападок своего однофамильца, зачем-то перевел разговор с самолета мутного молдавского олигарха на лошадей и баранов, при чем о себе говорил в третьем лице. От волнения, что ли? «У нынешнего президента, спикера и премьера нет бай-манапских замашек, — заявил торага. — Сравнивая прежних и нынешних руководителей, нужно тоже совесть иметь. Вспомните, какой была раньше политическая культура? Прежние же ушли за свои бай-манапские замашки. Мы не допустим расточительства и проводим работы для экономии государственных средств каждый день. Равшан Жээнбеков хвалит тех руководителей, которые заставляли ночами резать лошадей, овец там, куда они приезжали. Сейчас такого нет. Пусть попробуют хоть барана зарезать — этот руководитель сразу будет привлечен к ответственности. Я верю, что куда бы наш президент ни летал и ни ездил, это только в интересах государства».

Ясно вам? Для красочности картины к баранам-лошадям можно было добавить прилагательное «жирные» — это значительно усилило бы эффект, производимый словосочетанием «бай-манапские замашки». А в целом у нашего спикера все как в Послании к коринфянам: «Мы ходим верою, а не видением». Кудай буюрса, как говорит Алмазбек Шаршенович. А тем кто не верит в бескорыстие и неожиданную любезность молдавского коммерсанта, надо ждать просветления.

Самолет Embraer Legacy 650 авиакомпании Nobil Air, принадлежащей В. Плахотнюку.
В Санкт-Петербург А. Атамбаев прибыл на том же частном самолете.

♦ ♦ ♦

Алмазбек Атамбаев при каждом удобном случае не упускает возможности дать публичную оплеуху семейству Бакиевых, а также руководителям тех стран, которые никак не хотят «вертать взад» этих преступников со «звериной людоедской сущностью», когда-то подмявших под себя и суды, и СМИ, и Генпрокуратуру, и бизнес в стране. При этом он смело садится в самолет иностранца, который у себя на родине (и в дальнем зарубежье) широко известен как завзятый рейдер, действующий куда наглее, к примеру, нашего бывшего «принца» Максима Бакиева. Схему использует стандартную: «наезд» на бизнес, террор акционеров и переписывание собственности на себя, родню, приближенных.

Первый публичный скандал, связанный с именем Плахотнюка, разгорелся в 2012 году. Причем не на родине, а в Лондоне, Высший суд которого по иску молдавских бизнесменов Виктора и Виорела Цопов признал Плахотнюка бенефициаром нашумевших в Молдове рейдерских атак: суд установил, что именно Владимир Георгиевич стоял за оффшорными фирмами, которые получили выгоду от рейдерских захватов. По рейдерским делам он был «приглашен» и в Кипрский суд, куда, впрочем, так и не явился: парламентский иммунитет — «вещь» полезная. При этом, что интересно, оффшорные компании регистрировались на румынский паспорт Плахотнюка, в котором у него другая фамилия — Улинич, что в свое время тоже наделало немало шума.

А в ноябре прошлого года Судебная палата Амстердама на основании документов, представленных в ходе процесса по поводу рейдерских захватов в 2010 и 2011 годах банков Victoriаbank, Banca de Economii и страховой компании ASITO, вынесла решение об аресте активов Плахотнюка и его компании OTIV Prime Holding B.V. в Нидерландах в размере 70 млн евро. По сути, этот арест подтверждает, что Виорел и Виктор Цопы лишились своих акций «благодаря» первому вице-председателю Демократической партии Владимиру Плахотнюку.

И это только вершина айсберга, факты, признанные заграничными судами. А есть еще множество слухов. Например, таких: «С большим трудом можно найти хоть мало-мальски заметное дело в Молдове, которое не присвоил бы Плахотнюк посредством террора, уголовных дел, судебных манипуляций и явных уголовных злоупотреблений. Также почти невозможно найти в реестре недвижимости и участков Кишинева объекты, представляющие хоть какой-то интерес, которые в конечном счете не оказывались бы во владении Плахотнюка — или в результате «коммерческих» транзакций с участием органов террора («Центра по борьбе с теми, кто отказывается передать Плахотнюку бизнес»), или по решению судей, или в результате «справедливой приватизации». Плюс «грешки по молодости», когда Плахотнюк только начинал «предпринимательскую деятельность»: трафик молодых молдаванок в Италию и на Балканы на работу якобы танцовщицами и контрабанда оружия из Приднестровья. Да, это слухи. Но ведь и они, как показывает, в том числе, кыргызстанская практика, имеют обыкновение подтверждаться после смены власти и оборачиваются вынесением, увы, заочных приговоров.

Как истинный политик, Плахотнюк, конечно, старается по мере сил нехитрым способом «зачистить» информационное поле — монополизирует СМИ, «предотвращает» появление «порочащих» его статей в тех изданиях, которые ему не принадлежат. Говорят также, что у него есть многочисленная команда супервайзеров, специализирующихся на «чистках» интернет-ссылок на материалы, описывающие «нехорошую» деятельность Владимира Георгиевича.

В 2012 году Плахотнюком интересовался Интерпол. Точнее, он находился под мониторингом этой организации по обвинению «в связях с преступными группировками и отмыванием денег». Сам Владимир Георгиевич комментировал это так: «Любой человек может находиться под мониторингом Интерпола. Процедура эта классическая и вполне нормальная. В 2007 году в списке Интерпола находились достаточно высокопоставленные чиновники из разных стран… Сейчас Интерпол мной не интересуется».

На таком фоне как-то блекнет (я бы даже сказала — жухнет) основная «благородная» версия относительно целей кишиневских встреч, озвученная местными политологами: Алмазбек Шаршенович, дескать, путинский эмиссар, который выступил посредником между президентом РФ и молдавскими олигархами, обсудив с ними условия «смены внешней ориентации Молдовы в пользу Евразийской интеграции», и передал от них Владимиру Владимировичу некое тайное «послание». Может, оно и так. Но вот с «тайностью» просчитались. Умение скрывать, как известно, наука королей. Нашему «королю» она плохо дается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру