Коррупция — наше всё

Почему борьба с «откатами» превратилась в фарс

О коррумпированности госорганов в Кыргызстане не говорит только ленивый. На прошлой неделе главы трех региональных подразделений Минфина были освобождены от занимаемых должностей, еще 16 получили выговоры за «откаты» в размере 10%. Об этом со ссылкой на пресс-службу правительства сообщило ИА «24.kg». Оказывается, районные финансисты задерживали предоставление договоров и заявок на приобретение угля, что повлекло несвоевременное финансирование расходов на заготовку топлива органами МСУ, руководители которых вынуждены были давать мзду за выделение денег. О том, как действуют коррупционные схемы в сфере государственных закупок, на условиях анонимности рассказал «МК» один из бывших руководителей административных органов.

Почему борьба с «откатами» превратилась в фарс

— Меня всегда удивлял тот факт, что ни одна из антикоррупционных кампаний, инициированных очередным президентом, не привела к обнародованию конкретных схем получения незаконных доходов в процессе осуществления бюджетного финансирования, — отметил собеседник. — Они есть и были всегда, о них знает каждый, кто возглавлял какой-либо госорган или отраслевое бюджетное учреждение с развитой инфраструктурой.

— Можете перечислить основные принципы «распила» бюджетных средств?

— Начнем с того, что одной из ключевых задач, поставленных перед руководителем каждого госоргана, является обеспечение бюджета, достаточного для поступательного развития. Бюджетные средства необходимо ежегодно закладывать, обосновывать, защищать, а затем, в течение года, открывать, спускать и осваивать. Нужно отметить, что эти средства условно делятся на статьи защищенные и, соответственно, незащищенные. К первым относятся фонд заработной платы, расходы на связь, коммунальные услуги и прочее. Эти статьи расходов, как в вопросах финансирования, так и в вопросах исполнения, довольно жестко и четко регулируются текущим законодательством, в связи с чем мало затронуты так называемой системой «откатов». Из незащищенных основными (по объемам) являются три расходные статьи: «прочие расходы», «машины и оборудование» и «здания и сооружения». Несмотря на наличие или отсутствие веских обоснований от определенного органа, существует несколько инстанций, способных заблокировать либо открыть «зеленый свет» предложениям и инициативам этого ведомства, что создает условия для формирования коррупционных схем в сфере бюджетного финансирования.

— Получается, часть бюджета по незащищенным статьям зависит от того, «отметилось» ли перед Минфином конкретное ведомство?

— Так как бюджет формируется за год вперед, предоплата не представляется по многим причинам. Во-первых, очень длинна цепочка закладки, защиты, открытия и освоения, которая может внезапно порваться на любом звене. Поэтому «откаты» производятся по факту открытия Центральным казначейством текущего финансирования в рамках прошедших госзакупок товаров, работ либо услуг. Объясню на классической схеме. Например, в III квартале года руководитель госоргана формирует бюджет, закладывая по незащищенным статьям значительно больше средств, чем готов выделить Минфин. Данные цифры должны пройти через сотрудника финансового ведомства, который курирует этот госорган. Затем их должны одобрить начальник одного из двух ключевых управлений и заместитель министра, ведающий вопросами формирования бюджета. Если на этом этапе удалось достигнуть предварительного согласия по объемам статей и проценту вознаграждения, то можно считать, что задача на 90% решена. Как правило, дальнейший процесс без сбоев проходит на заседании профильного парламентского комитета и палаты ЖК. Взаимодействие Минфина с руководителями профильных комитетов очень плотное и конструктивное. Кроме того, контрольные бюджетные цифры к третьему чтению могут поменяться радикально и при этом не вызывать особого возмущения со стороны народных избранников.

— Бюджет утвержден, деньги в государственной казне имеются...

— ...и дальше начинается рутинный процесс. Проводится тендер на приобретение товаров, работ либо услуг. При наличии сноровки закон о госзакупках позволяет с большой вероятностью определить победителя «в лице» нужной фирмы. Здесь следует отметить, что при больших объемах госзакупок одним из условий открытия финансирования является выбор генподрядчика в лице аффилированных с Минфином компаний. Минфин получает причитающийся «откат», как правило, в течение одного-двух дней после открытия очередного транша. Главное в этой схеме для обеих сторон — не нарушать неписаные соглашения.

— Кто, как и кому приносит «откатные» денежки?

— Тут есть два варианта. Первый, когда после получения очередного транша генподрядчик приносит обговоренную сумму руководителю госоргана, который, в свою очередь, передает часть денег в Минфин. Второй вариант заключается в том, что посредник изначально является аффилированным с Минфином генподрядчиком. Как правило, в Минфине деньги попадают к начальнику одного из двух управлений либо заместителю министра, ведающему вопросами бюджетной политики. Дальше средства перераспределяются по определенной схеме: в Центральное казначейство деньги приносит руководитель госоргана либо его куратор от Минфина. Реже — посредник. Получатель средств — чаще всего заместитель директора казначейства либо один из его сотрудников, исполняющий роль посредника.

— Интересно узнать об объемах «откатов» и размерах сумм, получаемых участниками данных схем.

— Схемы «откатов» в сфере бюджетного финансирования достигли своего «совершенства», если можно так выразиться, в период с 2006 по 2010 год. Уже первый год руководства Курманбека Бакиева охарактеризовался двукратным увеличением госбюджета. Это дало возможность для резкого увеличения объемов финансирования государственных органов по вышеназванным незащищенным статьям. И здесь перед руководителями государственных ведомств встала дилемма — не участвовать в схеме и получать положенный мизер, которого все равно не хватит даже на закупку новых стульев, либо рискнуть, включиться «в процесс», поднять на новый уровень материально-техническую базу возглавляемой системы, заслужить уважение подчиненных, а заодно улучшить свое материальное состояние. Именно тогда для участников нынешних коррупционных схем были заданы общие условия игры и выработаны свои неписаные правила. В частности, основным проверяющим органом была и остается Счетная палата. Другие госструктуры ограничены в своих правах по контролю за освоением бюджетных средств. Общий процент отката от генподрядчика складывается из следующих составляющих: В первую очередь следует «отблагодарить» Минфин за закладку средств в бюджет в виде 4–5% «откатных», еще 1% — это «благодарность» Центральному казначейству Минфина за открытие финансирования. Обязательное «спасибо» в виде 2% следует выразить Госагентству по госзакупкам и матрезервам. Ни в коем случае нельзя забывать и представителей госоргана, задействованных в процессе: руководителю — 3%, его заму — 1%, главбуху — 1%, тендерной комиссии и отделу закупок — 1%. Ну и еще 1% следует отложить проверяющим из Счетной палаты. В ведомстве, которое одно время возглавлял я, сумма «откатов» в среднем доходила до 15% от общего объема финансирования. Полагаю, в других ведомствах проценты были повыше.

— Я так понимаю, эта схема действовала при Бакиеве. Как обстоят дела в данной сфере сегодня?

— Через несколько дней после апрельских событий 2010 года и смены руководителей большинства госорганов процесс реализации схемы бюджетного финансирования возобновился. Более того, график финансирования для многих структур был форсирован. На фоне политического хаоса нелепым, к примеру, выглядело ускорение процесса ремонта административных зданий одного из министерств, расположенных в регионах. Фактически смена режима не оказала существенного влияния на функционирование системы «откатов» в сфере бюджетного финансирования. Хотя поначалу возникли определенные проблемы в ее реализации, главным образом — из-за неопределенности правил игры. После апреля расходную часть бюджета государственных органов начали проверять множество структур, включая Генпрокуратуру, МВД, ГКНБ. Их аппетиты и запросы привели к тому, что большинство госорганов практически отказались формировать расходы на 2011 год по незащищенным статьям. Впрочем, сегодня процент отката со стороны Минфина с Центральным казначейством такой же, как и прежде. Разрешения на заключение договора с генподрядчиком ныне не требуется, но в связи с увеличением возможного количества проверяющих органов на эти дела необходимо закладывать вместо одного уже три процента.

— В конце прошлого года Атамбаев подписал указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти», согласно которому «госструктуры должны выработать комплекс мер по демонтажу системной коррупции и соответствующих коррупционных схем». Почему, на ваш взгляд, воз и ныне там?

— Полагаю, нынешнюю антикоррупционную кампанию следует называть просто — очередная. Сам себя не выпорешь, это элементарно. Коррумпированная система не в состоянии прийти в соответствие только на основании президентского указа. Демонтаж схем бессмысленно возлагать на их создателей и участников. Это все равно, что призывать пчел выступить против меда. Причем никому из тех, кто нынче обладает правом принятия решения либо возможностью воздействия на процесс, невыгодно ломать данную коррупционную схему. Высокопоставленные чиновники «прочно» занимают свои места именно благодаря этим схемам, которые позволяют им достичь необратимого финансового благополучия и получить билет в большую политику.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру