Оставь надежду, всяк в суды входящий…

Вынесены приговоры по делу об апрельских событиях 2010 года

«МК» уже как-то рассказывал о том, что в «духе законов» у Монтескье подробно расписан генезис судебной власти, имевшей политическое (и никакое другое) происхождение: исторически государь (царь, император) — это судья, миловавший или отправлявший на казнь, разрешавший споры или назначавший наказание. Даже если не самостоятельно, то через своих «носителей права». И на каких углах мы бы ни кричали о независимости судебной власти, суд у нас зависим всегда — меняются лишь те, от кого он зависим. Именно поэтому все требования генпрокурора Аиды Саляновой и других «приближенных к телу» не политизировать судебный процесс по «делу 7 апреля», выглядели не то что нелепо, а прямо скажем, по-идиотски. Вынесенные приговоры свидетельствуют об этом же. Кроме того, следствие по делу было проведено абы как, и ни оно, ни суд так и не установили, из какого оружия и кто конкретно стрелял по митингующим.

Вынесены приговоры по делу об апрельских событиях 2010 года

Дело даже не в том, что в нашей стране процесс по делу о расстреле участников политического митинга, приведшего к смене власти, априори не может быть неполитическим, а в том, что политизировали его сами руководители государства, бывшие и нынешние. Этим регулярно грешила и Роза Исаковна, объявившая врагами народа тех, кто усматривает в судебном процессе какие-то нарушения; в этом неоднократно был уличен и Алмазбек Шаршенович, который в прошлом году заявил: «Я как гражданин считаю, что виноваты те, кто приказы отдавал, а не выполнял, но среди сотрудников были и те, кто без приказов с радостью вершили кровавое дело и с удовольствием стреляли в безоружных».

Опустим фантазии про «удовольствие», списав их на буйное писательское воображение главы государства, и спросим его, а что он считает не как гражданин, а как главнокомандующий, каковым вроде бы является? Если президент и Белый дом — это объекты государственной охраны, обязаны ли военнослужащие вне зависимости от своих внутренних симпатий-антипатий и политических взглядов охранять их? Весь ход судебного процесса по событиям 7 апреля показывает — нет, не обязаны. Главнокомандующих с их приказами, как определил суд, можно посылать на все четыре стороны. Туда же можно посылать командиров спецподразделений, любых армейских начальников, министров обороны и внутренних дел. Туда же военачальники могут смело послать и самого Атамбаева в случае очередной заварушки. «Торжество народной справедливости» приоритетнее торжества закона.

Глава государства первым из руководящих лиц страны прокомментировал приговор суда, хотя он еще не вступил в законную силу. Алмазбек Шаршенович (или тот, кто сочинил ему этот комментарий) высказался хитро: мол, он всегда выступал за то, чтобы «реальные виновные в гибели десятков наших соотечественников понесли заслуженное наказание». Улавливаете? Он выступал за справедливость, а что там «независимый» суд решил, его не касается. Главное, что «дана оценка кровавому режиму Бакиевых». А что нам с той оценки, спрашивается? И что с нее Бакиевым, прекрасно живущим на наворованное за пределами страны? Да, Курманбек и Жаныш Бакиевы, а также Данияр Усенов получили пожизненные сроки лишения свободы. Суд признал их виновными в соучастии в организации убийства, покушении на убийство и превышении должностных полномочий. Пожизненное они получили, напомню, заочно. «МК» уже не раз писал, что согласно законодательству, заочно приговор можно выносить в отношении лица, скрывшегося в ходе судебного разбирательства. А вышеперечисленным господам даже не вручали постановлений о привлечении их в качестве обвиняемых, с материалами дела они не ознакомлены.

При этом и других грубейших нарушениях уголовно-процессуального законодательства руководство страны не стесняется регулярно заявлять о возможности экстрадиции Бакиевых, прекрасно зная, что заочные приговоры не то что не помогут «достать» бывших правителей за границей, а, напротив, послужат им защитой, доказательством того, что на родине их тупо «засудили». Притом что Бакиевы были выпущены из страны самими «временщиками», закрадывается мысль, что весь это фарс с заочными приговорами в отношении главных виновников событий 7 апреля придуман специально, в целях, так сказать, взаимовыгодного сотрудничества. Ну и для ложного успокоения пострадавших.

♦ ♦ ♦

Рядовые сотрудники спецподразделения «Альфа» ГКНБ оправданы, ибо никаких доказательств того, что они стреляли в митингующих из вверенного им оружия, суду представлено не было, причинно-следственная связь между их действиями и смертью и ранениями потерпевших не установлена. Оправдан и Сергей Цигельников, для которого гособвинители требовали аж 15 лет лишения свободы. Но вот что интересно: бывшему главному чекисту страны Мурату Суталинову судья влепил 20 лет, признав его виновным в соучастии в убийстве 77 человек и покушении на убийство 306. Спрашивается, кому он отдавал приказ, если его непосредственные подчиненные никого не убивали? Или он сам стрелял в митингующих и убил все 77 человек? В соучастии в убийстве и в покушении на убийство признаны и два бывших зампредседателя СГО — Данияр Дунганов и Нурлан Темирбаев, которые приговорены к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием срока в колонии усиленного режима. Хотя рядовые «эсгэошники», опять же, оправданы. Кому отдавали приказ применять оружие в отношении митингующих Дунганов и Темирбаев?

Экс-командир «Альфы» Алмаз Джолдошалиев получил 6 лет лишения свободы, ибо признан виновным в превышении должностных полномочий при использовании военнослужащих спецподразделения в разгоне митингующих возле «Форума», что опять же представляется нелепым. Прибывшие к «Форуму» «альфовцы» должны были помочь сотрудникам правоохранительных органов блокировать толпу митингующих. Приказы Джолдошалиеву отдавал Суталинов. Обсуждение приказов — об этом мы тоже писали — недопустимо, неповиновение вышестоящему начальнику является воинским преступлением. Но, согласно решению суда, Джолдошалиев, повторюсь, должен был послать Суталинова куда подальше. В свою очередь, бойцы тоже могли бы сперва обсудить в своем кругу все «за» и «против», а потом уже принимать решение, подчиняться или нет командиру, например, путем голосования. Увы, но приговор в отношении Джолдошалиева можно объяснить только тем, что он участвовал в задержании Атамбаева в бытность того оппозиционером. Задерживали «альфовцы», кстати говоря, и Омурбека Текебаева. Но если лидер «атамекеновцев» заявил, что претензий к бойцам у него нет, поскольку те выполняют приказ, то Атамбаев пару часов переругивался с Джолдошалиевым из-за бронированной двери, когда же ее взломали, в своем эмоциональном стиле проклял «альфовцев», а их командиру пообещал, что тот пожалеет об участии в его аресте.

Еще один момент, вызвавший недоумение у многих: полное оправдание бывшего министра обороны Бактыбека Калыева. Суд постановил, что он виновен в превышении должностных полномочий, но в связи с истечением срока давности уголовное преследование в отношении него прекращено. Возникает вопрос, почему при тех же обвинениях, выдвинутых против Джолдошалиева, экс-генпрокурора Нурлана Турсункулова, экс-руководителя секретариата президента Оксаны Малеваной, бывшего главы аппарата президента Каныбека Жороева, бывшего госоветника Эльмурзы Сатыбалдиева, ни у кого из них не истек срок давности, кроме счастливчика Калыева?

♦ ♦ ♦

Следует упомянуть и о том, что не была проведена баллистическая экспертиза оружия, изъятого у других защитников БД — милиционеров. Не проводилась она и по оружию, которое захватили митингующие. Оно и понятно: проверять тех, благодаря кому ты захватил власть, — моветон, да и нехорошими последствиями чревато. Что касается милиционеров, то те, в отличие от чекистов, отдавших своих коллег на растерзание «временщикам», действовали слаженно: выдвинули новому руководству страны кучу требований, в числе которых было и требование признать пострадавшими сотрудников МВД, участвовавших 6–8 апреля в охране объектов государственной власти и госучреждений. В противном случае свои обязанности они выполнять отказались. Членам ВП ничего не оставалось делать, как пойти навстречу МВД. Потому и сложилась та самая ситуация, характеризуемая классической фразой «все смешалось в доме Облонских», когда одни отражавшие натиск митингующих на БД оказались «убийцами», а другие, делавшие то же самое, — героями. Не такими, правда, как те, что получили квартиры и миллионы, а попроще.

Многие наверняка помнят историю одного из защитников Белого дома, сотрудника ППС Алмазбека Акчекеева, который в результате взрыва гранаты, брошенной «мирными» митингующими, получил тяжелые оскольчатые ранения обеих ног, в результате чего врачам пришлось их ампутировать: одну выше колена, другую — ниже. Акчекеев получил ключи от машины и медаль «Каармандык» — «за проявленный героизм». Логично предположить, что, к примеру, лишись тот же командир «Альфы», не дай бог, ноги или руки, ему бы тоже «героя» дали? Ну или, на худой конец, освободили от уголовного преследования за каким-нибудь мифическим истечением сроков? Вполне. У нас в стране вообще все возможно: убийство одних расценивается как особо тяжкое преступление, других (скажем, погибших на площади курсантов) — как естественный революционный отбор. Суд может запросто обвинить всех подсудимых оптом в убийстве и ранении митингующих, не установив, из какого конкретно оружия был причинен вред каждому из убитых и потерпевших, как того требует закон. По сути, получилось, что каждый из тех, кого признали виновными по статьям «Убийство» и «Покушение на убийство», убил 77 человек и ранил 306.

Так что с Алмазбеком Шаршеновичем можно согласиться в том, что «вокруг процесса еще будут продолжаться споры и обсуждения». При стольких-то казусах это неудивительно.

P.S. Адвокаты осужденных сообщили ИА «24. kg», что намерены обжаловать приговор суда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру