В докладе приводятся новые обвинения в репрессиях со стороны двух десятков стран, включая Китай, что перекликается с выводами расследования ICIJ "Китайские мишени". Это расследование показало, как предполагаемые агенты китайского правительства следили или преследовали активистов в штаб-квартире ООН в Женеве, являющейся центром системы защиты прав человека.
Среди случаев, собранных генеральным секретарем в период с мая 2024 по 2025 год, фигурируют два продемократических активиста из Гонконга и уйгурский лингвист, а также обновленная информация о репрессиях, включенных в предыдущие доклады. "Число обвинений в транснациональных репрессиях за пределами границ возросло, с примерами со всего мира", – говорится в докладе. "Целенаправленные репрессии за пределами границ, похоже, растут в масштабах и сложности, а их влияние на защиту правозащитников и пострадавших лиц в изгнании, а также оказываемый эффект на тех, кто продолжает защищать права человека в сложных условиях, вызывает все большую озабоченность".
Рафаэль Виана Давид, менеджер программы по Китаю и Латинской Америке в Международной службе по правам человека, некоммерческой организации, которая обучает активистов работе с ООН, заявил, что доклад отражает изменение в позиции ООН в признании транснациональных репрессий как инструмента, используемого государствами для осуществления возмездия. "Заместитель генерального секретаря — который является старшим координатором по вопросам репрессий — когда она представляла доклад в Совете по правам человека пару недель назад, подчеркнула этот аспект транснациональных репрессий", – сказал Виана Давид. "Это взаимосвязь, которая, я думаю, становится все более очевидной, но требует более детального изучения".
В расследовании и 42 медиапартнера разоблачили, как Пекин злоупотреблял международными институтами, такими как ООН и Интерпол, для преследования диссидентов за рубежом. Расследование включало интервью с 105 людьми в 23 странах, которые подробно рассказали, как китайское правительство выходило за свои границы, чтобы заставить их замолчать. Виана Давид отметил, что обсуждения распространенности и влияния транснациональных репрессий в ООН начали набирать обороты в прошлом году, что побудило Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовать в июне краткий обзор, направленный на выявление и решение этой проблемы.
Новый доклад ООН о репрессиях описывает, как два высокопоставленных сотрудника Совета по демократии Гонконга, вашингтонской некоммерческой организации, поддерживающей демократию в регионе, предположительно подвергались неоднократным актам возмездия со стороны китайского правительства за их участие в работе с ООН. ICIJ ранее сообщал об усилиях Пекина по замалчиванию старшего международного адвоката Кармен Лау.
В конце декабря 2024 года, согласно докладу, правительство Гонконга объявило Лау и исполнительного директора совета Анну Квок в розыск за их работу по продвижению демократии и независимости в Гонконге и предложило вознаграждение в размере около 130 000 долларов США за информацию, ведущую к их аресту. У обоих также были аннулированы паспорта. Правительство Гонконга ранее выдало ордер на арест Лау в 2021 году по обвинению во вмешательстве в выборы.
Лау сообщила ICIJ, что нападения повлияли на ее безопасность, финансовую стабильность и свободу передвижения. Она добавила, что полиция также допрашивала членов ее семьи, все еще проживающих в Гонконге. Соседи Лау в Лондоне получили листовки с призывом предоставить правительству Гонконга сведения, которые могли бы привести к ее аресту, сообщила она ICIJ. Она также заявила, что стала мишенью скоординированной цифровой слежки и клеветнической кампании, а ее аккаунты в социальных сетях были взломаны. В докладе ООН отмечается, что в марте 2025 года видео, "явно сгенерированное искусственным интеллектом", которое имитировало Лау и изображало ее делающей ложные заявления с целью дискредитации, широко распространилось в социальных сетях.
"Моим соседям здесь, в Великобритании, были отправлены письма с призывом охотиться на меня, и в них была вся моя личная информация, включая мой точный, тогдашний адрес проживания", – сказала Лау. "Как активист, я была очень, очень осторожна со своим цифровым следом, и я исключительно осторожна со своей личной безопасностью данных. Поэтому сначала было очень страшно, когда я узнала, что у них есть мой адрес и именно мои соседи, живущие в том же квартале, что и я".
Лау заявила, что нападения оказали сдерживающее воздействие на других диссидентов, проживающих в Великобритании, которые опасаются, что Пекин также может нацелиться на членов их семей на родине. "Для более широкой гонконгской диаспоры из-за этих актов возмездия это фактически заставляет замолчать и порождает чувство страха среди людей", – сказала Лау.
Китайское правительство сообщило ООН в июле, что полиция Гонконга строго соблюдает правовые процедуры и что Гонконг выступает против любого внешнего вмешательства или попыток повлиять на его судебный процесс, согласно докладу. Правительство Гонконга заявило в заявлении для ICIJ, что оно "решительно осуждает любую клевету на нашу работу по обеспечению национальной безопасности" и что Лау и Квок "разыскиваются, потому что они продолжают нагло заниматься деятельностью, угрожающей национальной безопасности, и сговариваются с внешними силами, чтобы прикрыть свои злые деяния". Полиция Гонконга подтвердила получение запроса ICIJ о комментариях, но не ответила до крайнего срока.
Доклад ООН о репрессиях также подробно описал предполагаемый инцидент на международной конференции по языковым технологиям, организованной совместно ЮНЕСКО в феврале 2025 года в ее штаб-квартире в Париже. Абдувели Аюп, уйгурский лингвист и активист, который бежал из Китая в середине 2010-х годов после 15 месяцев задержания, заявил, что группа неустановленных лиц на конференции расспрашивала его о местонахождении его семьи после того, как он выразил обеспокоенность по поводу подавления китайским правительством преподавания уйгурского языка. Китай давно находится под пристальным вниманием на мировой арене за дискриминацию уйгуров, тюркской этнической группы, коренной для северо-западного региона Синьцзян, в том числе посредством массовых задержаний и принудительного труда.
По словам Аюпа, организаторы конференции сообщили ему, что не смогли получить разрешение на его выступление с докладом о его исследованиях, согласно докладу ООН. Аюп утверждал, что ЮНЕСКО отменила презентацию, не объяснив причин. Он представил ее на следующий день во время кофе-брейка. Он сообщил УВКПЧ и ICIJ, что кто-то незнакомый снимал его выступление и следовал за ним до конца конференции.
В заявлении для ЮНЕСКО сообщила, что презентация Аюпа не была отменена, а задержка произошла из-за недопонимания. ЮНЕСКО заявила, что после инцидента было проведено внутреннее расследование и никаких доказательств неправомерных действий не обнаружено. "ЮНЕСКО узнала об этом заявлении только благодаря процедуре отчетности о репрессиях, через несколько недель после инцидента в феврале", – говорится в заявлении. "ЮНЕСКО очень серьезно относится к безопасности всех своих посетителей – в штаб-квартире и во время конференций".
Представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в заявлении сообщил, что управление очень серьезно относится к заявлениям о запугивании и репрессиях в отношении тех, кто взаимодействует с ООН, и предоставляет консультации по защите и поддержку жертвам репрессий. Меры реагирования на репрессии варьируются в рамках системы ООН, сказал представитель, отметив, что некоторые аспекты международного органа работают над укреплением своих внутренних процедур для более эффективного реагирования. "Хотя проблемы остаются, ООН продолжает выступать за усиление защиты и подотчетности, а также поддерживать субъектов гражданского общества, которые мужественно взаимодействуют с Организацией", – сказал представитель.