По мнению экспертов, это ведёт к их ускоренной ассимиляции с ханской культурой и размыванию тибетской идентичности.
ООН отмечает, что китайские власти насильственно изолировали около миллиона тибетских детей от семей, помещая их в интернаты, где обучение и воспитание полностью построено вокруг ханской культуры. В таких школах основной язык преподавания — путунхуа (официальный китайский), а тибетский язык, история и культура практически не изучаются.
Ситуация усугубилась в августе 2025 года, когда власти Тибетского автономного района заявили об исключении тибетского языка из перечня обязательных предметов на вступительных экзаменах в вузы. С 2026 года тест по тибетскому языку смогут сдавать лишь абитуриенты узкоспециализированных направлений, таких как тибетская литература. По мнению правительства Тибета в изгнании, это решение направлено на вытеснение тибетского языка из образования, профессиональной сферы и общественной жизни.
По данным исследователей, в некоторых районах все учебники на тибетском заменены китайскими аналогами, а учителей обязали вести уроки исключительно на путунхуа. Число интернатов в Тибете стремительно растёт, особенно в сельских районах, где закрываются местные школы. В результате большинство тибетских детей вынуждены жить вдали от семей.
Эти изменения уже оказывают разрушительное влияние на традиционные знания: тибетская медицина, астрология, религиозные обряды и исторические хроники находятся под угрозой исчезновения. Дополнительный удар нанесло изъятие буддийских текстов из монастырей и их вывоз в материковый Китай под предлогом «сохранения». По словам экспертов, Пекин стремится представить тибетский буддизм как часть собственной культурной традиции и использовать это для вмешательства в процесс преемственности Далай-ламы.
ООН призывает Китай отказаться от политики насильственной ассимиляции и обеспечить тибетским детям право на обучение на родном языке и сохранение культурного наследия.