Под креативной индустрией подразумевается вид экономической деятельности, основанной на творчестве, когда продукт, обладающий экономической ценностью, создается при помощи таланта, инноваций, технологий и культурного наследия. Парк креативных индустрий Кыргызской Республики представляет собой особый правовой режим, действующий в отношении резидентов – зарегистрированных юридических или физических лиц, чья выручка не менее чем на 90 % состоит из доходов от креативных видов деятельности.
Вступивший в силу закон определяет порядок функционирования парка креативных индустрий, его органов управления и резидентов, а также основные принципы формирования режима парка креативных индустрий, включая принципы налогообложения участников.
– Создание Парка креативных индустрий предполагает, что по всем креативным направлениям будет не только динамичный рост их экономических показателей, количества рабочих мест, объемов экспорта высокомаржинальных продуктов и налоговых платежей, но и повышение международной привлекательности Кыргызстана как страны для открытия креативных бизнесов, развития карьеры и инвестирования, – отметили в администрации главы государства. – Существует утверждение: «Если страна хочет преуспеть в XXI веке, то она должна иметь экономику XXI века», то есть зеленую, цифровую и креативную, так и Кыргызстан станет одной из первых стран мира, придающих высокое значение данному высокопроизводительному сектору.
Также в сообщении указано, со ссылкой на Ассоциацию креативных индустрий Кыргызстана, что Кыргызская Республика стала первой страной в мире, принявшей подобный закон.
Список креативных индустрий включает виды деятельности в таких сферах, как архитектура и дизайн, изобразительное, декоративно-прикладное, исполнительское и цифровое искусство, литературное творчество, издательское дело, интернет-стриминг и ведение блогов, индустрия моды, программирование, робототехника и искусственный интеллект, создание компьютерных и мобильных игр, киберспорт. Также в этот сектор входит деятельность креативных пространств (музеев, галерей, библиотек, парков культуры и отдыха, коворкингов, тренинг-центров, мейкер-спейсов), акселераторов и бизнес-инкубаторов, туроператоров, гидов, экскурсоводов, переводчиков, аниматоров; организация конференций, форумов, развлечений, модных показов, шоу и массовых мероприятий; реклама и маркетинг в социальных сетях; обучение в сфере креативных профессий.
Отмечается, что в настоящее время доля креативных индустрий в ВВП страны составляет 1 %, в то время как в других странах этот показатель достигает 8 – 12 %. Согласно оценкам экспертов, около 50 процентов креативного бизнеса в Кыргызстане находится в тени. Это лишает предпринимателей возможности использования официальных финансовых инструментов, получения государственных заказов, заключения контрактов с зарубежными партнерами и прочих преимуществ легального бизнеса. Предполагается, что предусмотренные Законом «О Парке креативных индустрий» меры, такие как правовое закрепление налогового режима и обеспечение социального страхования, побудят креативный бизнес республики выйти из тени и поспособствуют развитию креативного сектора.