В Чуйской области в рыбоводческих хозяйствах массово погибла форель

По данным Службы водных ресурсов при Минсельхозе, рыбу могли начать разводить в системе, которая когда-то относилась к ирригации области. Часть объектов ирригации Кыргызстана после распада СССР осталась на балансе местного самоуправления, и оказалась в частных руках.

В Чуйской области в рыбоводческих хозяйствах массово погибла форель

Информация о массовой гибели радужной форели в рыбоводческих хозяйствах Чуйской области появилась в начале января 2022 года. Минсельхоз отправил на место инцидента рабочую комиссию из представителей профильных ведомств, после чего Центр ветеринарной диагностики и экспертизы в Бишкеке изучил экземпляры умершей форели.

Отравления – нет, нарушения – есть

Химико-токсикологическая экспертиза не обнаружила в образцах из рыбных хозяйств мышьяка, нитратов, нитритов или иных отравляющих веществ, которые могли стать причиной массовой гибели рыбы. Однако рыба оказалась не совсем здоровой – паразитологическая экспертиза выявила в ней возбудителя пресноводного амебиаза Neoparamoeba perurans. С этим заболеванием часто сталкиваются рыбоводы по всему миру.

«Рыбным хозяйствам были даны рекомендации по проведению лечения и профилактических мероприятий препаратами против простейших организмов. И уже буквально через 3-4 дня лечение дало результаты. Рыба, которая была заражена одноклеточным организмом, не опасна для употребления [человеком] после термической обработки», – рассказал на пресс-конференции 24 января ветеринарный врач Абай Букушев.

Очевидцы гибели форели в соцсетях и Telegram-каналах писали, что якобы рыбоводы у Токмака повредили канализационные стоки при создании своих сооружений. Эта информация оказалась недостоверной. Но при этом представитель Ассоциации рыбных хозяйств Урмат Жумалиев на той же пресс-конференции подтвердил, что нарушения у рыбоводов все-таки были.

«При планировке и строительстве рыбоводных бассейнов не были учтены рыбохозяйственные, ветеринарные, строительные и иные требования, в связи с чем не были созданы оптимальные условия для выращивания радужной форели», – признал он.

По словам Жумалиева, сейчас по региону запретили перевозку рыбопосадочного материала внутри хозяйств и между ними, а с рыбоводами проводят профилактические беседы. Предварительный ущерб, который понесли предприниматели, оценили в почти 1,5 млн сомов.

Что говорят в Службе водных ресурсов?

По словам заместителя директора Службы водных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства Валерия Гутника, дело в том, что рыбоводы Чуйской области стали разводить рыбу в дренажной системе. В самой СВР этого не допускают, но часть объектов ирригации Кыргызстана выпала из ее ведения много лет назад.

«В нашей организации ни на одном коллекторе, который у нас находится на балансе, не разводят рыбу, потому что, согласно правилам эксплуатации, на ирригационном объекте какая-либо иная деятельность не допускается. Коллекторно-дренажная сеть, ирригационная сеть служат для подачи воды или для осушения заболоченной местности, поэтому мы не допускаем, чтобы были такие прецеденты. В тоже время в айыл окмоту, где на балансе на территории есть такие объекты, или же это [находится в управлении] Ассоциации водопользователей, люди или от безграмотности, или от бесконтрольности запускают туда рыбоводов, и те начинают свою деятельность. Но изначально такие сооружения строились для ирригационных нужд и разведение рыбы в них не предусматривалось. Любое разведение рыбы в ирригационном объекте ведет к конфликту между рыбаками и фермерами, для которых вода предназначалась», – пояснил «МК-Азия» специалист.

Изначально нецелевое использование такой системы – это нарушение законодательства, но сама по себе Служба ничего сделать не может.

«Если на нашей сети такая ситуация возникнет, то мы сможем принять меры. Но мы на своей сети такого не допускаем изначально. Можно принять нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения рыбоводов, ирригационных и дренажных сетей, которые находятся на балансе айыл окмоту. Существуют законы, мы их соблюдаем. И, если где-то происходят нарушения в госслужбе мы их корректируем и ликвидируем. А на местное самоуправление мы повлиять не можем. Это еще со времен распада СССР и образования Кыргызской Республики [осталась проблема], когда началось разделение колхозов и совхозов, то часть систем осталась на балансе государственных органов, а внутрихозяйственная часть осталась на территории айыл окмоту. Бассейны суточного и декадного регулирования, которые были на балансе колхозов и совхозов, и не были приняты на баланс нашего ведомства, перешли в айыльный округ, в котором находились. Потом их передали в частные руки – приватизация. Ни одного гособъекта, что у нас на балансе, мы не передавали на приватизацию. Единственное, что – наши водохранилища постановлением правительства были переданы Департаменту водного хозяйства для разведения рыбы. Но постановление оговаривает, чтобы они не вмешивались в распределение воды, когда мы подаем ее на орошение. Если водохранилище с определенным объемом воды предназначено для ирригации, то мы подаем воду – не смотрим на рыбу. Но мы заранее договариваемся с рыбниками [в период], когда идет подача воды», – рассказал Гутник.

Пока же из-за того, что много лет бассейны и часть ирригационной сети Кыргызстана используют не так, как следует, фермеры столкнулись с первыми проблемами. Но в ближайшее время ситуация может измениться в лучшую сторону – благодаря маловодью на проблемы ирригации государство стало обращать больше внимания.

«Дренаж начинает работать не так, как следует, начинается подтопление на некоторых участках полей, фермеры теряют урожай, начинается заболачивание. Но думаю, что сейчас этот вопрос отрегулируется – и в нашем ведомстве обращено внимание на эту ситуацию, и даны поручения Минсельхозу», – заключил специалист.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру