Маловодье-2022: Как Кыргызстан готовится к новому поливному сезону

Впервые за много лет Службе водных ресурсов выделяют миллиард сомов на очистку и ремонт ирригационного фонда.

В декабре 2021 года кабинет министров Кыргызстана заявил о том, что из бюджета впервые за много лет выделят 1 млрд сомов на поддержку ирригационной системы и фермеров «в период маловодья». Министр сельского хозяйства Аскарбек Джаныбеков пояснил, что деньги потратят на улучшение системы ирригации. Занимается работами и подготовкой к новому поливному сезону Служба водных ресурсов (СВР) при Минсельхозе.

Впервые за много лет Службе водных ресурсов выделяют миллиард сомов на очистку и ремонт ирригационного фонда.
На балансе Службы водных ресурсов есть каналы, очистка которых не проводилась более 15 лет. Дело в многолетней нехватке средств. Фото: пресс-служба СВР при МСХ КР.

За последние десять лет структура сменила несколько названий – от Департамента водного хозяйства и мелиорации при Минсельхозе до Государственного агентства водных ресурсов при нем же и, наконец, СВР. Но ее функции и сфера деятельности те же: своевременная подача воды фермерам и прочим водопользователям, строительство, эксплуатация и ремонт ирригационной сети. Перед началом вегетации «МК-Азия» узнал, на что именно в СВР потратят деньги из бюджета, куда может уходить до 30% поливной воды Кыргызстана, и как обстоят дела с накоплением воды в водохранилищах для полива.

«Достаточное» финансирование

Сейчас на балансе СВР при Минсельхозе находится государственный ирригационный фонд. Это межхозяйственные каналы протяженностью 5794,5 км, 7670 гидротехнических сооружений, 3237 гидропостов, 115 насосных станций, а также коллекторно-дренажные сети протяженностью 654,0 км. Кроме того, СВР отвечает за 33 водохранилища общей емкостью 1617,3 млн кубометров, 50 бассейнов суточного регулирования и 10 бассейнов декадного регулирования. Выделенного миллиарда сомов – или по среднему курсу валют в стране в последнее время примерно 11, 9 млн долларов США – на все объекты не хватит, только на самое необходимое.

В ведомстве планируют провести механическую чистку 276,8 км коллекторно-дренажной сети и 816 км каналов. Так же необходимые работы пройдут на территории 2310 гидротехнических сооружений и 115 насосных станций. Кроме того, собираются провести ремонт и восстановление межхозяйственных каналов протяженностью 662,4 км. При этом 114 км каналов «оденут» в бетон. Работы уже идут вовсю.

«Сейчас наша основная задача – подготовка сети к 2022 году. Это все каналы, водохранилища, сооружения на них, все ирригационные объекты. За осенне-зимний период и весной мы должны успеть подготовить их к подаче поливной воды, чтобы с 15 марта или с 1 апреля уже начался ирригационный период, подача воды на поля. К этому времени мы должны очистить наши каналы, сооружения для эксплуатации», – говорит Валерий Гутник, заместитель директора Службы водных ресурсов.

По словам специалиста, недофинансирование в прошлые десятки лет привело к тому, что сейчас в среднем по Кыргызстану до 30% ирригационного оборудования и сооружений требуют ремонта. Еще порядка 30% нуждаются в модернизации и переоснащении. Кроме того, не было многие годы возможности и провести элементарную очистку некоторых каналов и сооружений.

Получаемые средства от государства приходилось как-то распределять с учетом того, что на часть работ, которые необходимы для сохранения ирригационной системы, денег в бюджете не закладывалось вовсе. Например, на восстановление после селей и паводков, которые в Кыргызстане сходят ежегодно.

«Вот мы сейчас подготовим все каналы к новому сезону, почистим, укрепим – и в апреле с примерно 15 числа до мая месяца начнется первый этап паводков и селей. Часть каналов понесет ущерб. В среднем этот урон составляет от 20 до 60 млн сомов почти ежегодно на одних и тех же объектах. Приходится возводить новые сооружения, отстраивать каналы. Но специальных средств для восстановления сооружений после селей и паводков нам не выделяют и не закладывают их в госбюджет. Вот дали нам, например, миллиард, мы на него отремонтируем тысячу километров каналов. Но тут пройдут сели и паводки, нанесут ущерб на 15-20 миллионов. И мы должны выбросить какой-то канал из плана ремонтных работ, а на сэкономленные деньги уже восстанавливать ущерб. И так происходит каждый год, и наша сеть ухудшается и ухудшается», – поясняет Гутник. 

Сейчас у структуры появилась надежда. На 2022 год, по словам Гутника, «ожидается впервые за эти годы достаточное финансирование». Например, для сравнения, в минувшем 2021 году водная служба получила из бюджета только 162 млн сомов – что было явно недостаточно при текущей ситуации.

«Если бы ежегодно нам на ремонтно-восстановительные работы выделялся миллиард, этого было бы достаточно, чтобы содержать существующую ирригационную сеть в удовлетворительном состоянии. Но у нас ведь есть и новое строительство! Кроме того, должно быть и развитие наших ирригационных сетей до современного состояния, хотелось бы немножко уделить внимание и современным средствам, которые у нас есть, но не в полном объеме. В большей части на ирригационной сети замеры расходов воды мы проводим теми средствами, которые себя уже изжили, морально устарели. В этом году у нас очень большая программа: обустройство и обеспечение наших крупных ирригационных сооружений современными средствами водоучета – ультразвуковыми расходомерами. Они через компьютер или сотовый телефон смогут передать нашим специалистам информацию о расходе воды на том или ином сооружении. В этом году мы надеемся, что эта программа будет одобрена и в течение трех лет мы обновим систему водоучета», – делится планами специалист.

Система пригодится и для того, чтобы в будущем минимизировать водопотери по пути воды до конечного потребителя. У каналов в бетонной «одежде» ее практически нет.

Но у земляных каналов водопотери достаточно, и, по оценкам специалистов СВР, Кыргызстан теряет от 15 до 30% воды по пути ее течения. Часть потерь приходится на Чуйскую область – и в Западном и Восточном БЧК, и на самой реке Чу.

«У нас есть ряд мероприятий, намеченных на ближайшие годы, ряд институтов ведет изыскательские работы для строительства Обводного Чуйского Канала, ОЧК-2. То есть часть воды с реки Чу в бетонном канале будет идти вдоль головного, Западного и Восточного БЧК. И эти 30% потерь мы постараемся исключить», – заключает Гутник.

Ложка дегтя

Но миллиардное финансирование не учитывает один из самых главных вопросов – кадровый. Как не учли его и в правительстве, говоря о повышении зарплат для работников госструктур и бюджетников на ближайшие годы. Сейчас на местах работает порядка 5 тысяч человек – тех, кто производит замеры, занимается эксплуатацией сооружений. Значительное число специалистов занято в сфере еще с советских времен, но заменить их полноценно практически некому. Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И.Скрябина готовит на бюджетной основе будущих мелиораторов, гидротехников и ряд других специалистов, но на работе они долго не задерживаются. Дело в зарплате, которая ниже прожиточного минимума у молодого специалиста, и лишь немного превышает его у специалиста с значительным опытом работы. Например, молодой специалист получает 4-5 тысяч сомов, а начальник отдела – около 10 тысяч сомов без учета вычетов.

«Молодой человек не может содержать семью на зарплату в четыре с половиной или в пять тысяч сомов. Не может хороший специалист, уважающий себя, с хорошим высшим образованием, со знанием двух-трех языков работать за шесть-восемь тысяч. Отсюда нет специалистов, и нет качественного подхода к нашей профессии. У нас очень плохо со специалистами, которые владеют топографической съемкой, которые знают, как работать с современными нивелирами, теодолитами... Они есть, но их не столько, сколько должно быть – их мало. Если у нас по штатному расписанию в головном офисе должно быть в нашей организации 40 инженеров, а в районном 30, то их фактически может быть восемь или семь. Это вот и есть одна из наших проблем – низкая заработная плата на местах у рабочих и технического персонала, инженерного персонала. Местные власти не дают никаких доплат. К нам после института просто не идут работать», – с горечью поясняет Гутник.

Вода – будет

Несмотря на трудности, ведомство готовится к новому сезону. Акылбек Сулайманов, начальник отдела управления водными ресурсами СВР, говорит, что, несмотря на малое количество осадков и снега, вода для полива собирается.

«Накопление осадков, накопление снега в системе идет поэтапно, в соответствии с планом на вегетационный период и графиком. По 11 крупным водохранилищам ирригационного значения мы контролируем, как идет сбор воды, они заполнены уже на более чем 50%. Ожидаем заполнения северных водохранилищ – Кировского, Орто-Токойского – ближе к маю, когда у нас начнется вегетация», – отмечает он.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру