Почти 10% людей, живущих с ВИЧ в Кыргызстане – дети и подростки до 19 лет

По данным РЦ СПИД, опубликованным в середине ноября 2021 года, оказалось, что из ВИЧ-положительных жителей Кыргызстана 937 человек – дети и подростки в возрасте до 19 лет. Это 9% от общего числа людей, живущих с ВИЧ в республике. Еще 2811 человек – в возрасте от 20 до 29 лет.

Часть из них была массово инфицирована в Ноокатской районной больнице в 2007 году. Некоторые получили вирус врожденно или через материнское молоко, когда еще не работал, как часы, алгоритм по предотвращению передачи ВИЧ от матери к ребенку (ППМР) в медицинских учреждениях Кыргызстана. Но, так или иначе, получается, что 36% от всех людей, живущих с ВИЧ в Кыргызстане – это молодежь до 30 лет.

Помощь из медиаполя

И молодежь, и люди старшего поколения много времени проводят в сети, черпая информацию о ВИЧ оттуда, как мифы, фейки и заблуждения, так и достоверную информацию. В последние годы ее в Кыргызстане стало больше – о ВИЧ стали говорить более открыто. Стало больше публикаций на русском и кыргызском языках с достоверной и актуальной информацией о ВИЧ.

По словам директора Городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Бишкека Аиды Карагуловой, тренинги, которые эксперты в сфере здравоохранения провели за это время для журналистов, оказались эффективными. Они узнали больше о ВИЧ и о том, как освещать вопросы его профилактики без стигмы, дискриминации и навешивания ярлыков. После этого сами люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), стали охотнее рассказывать им свои истории, пусть иногда и анонимно. Иногда это делается и через посредников в виде блогеров, которые читают эти истории миру: далеко не каждый человек с положительным ВИЧ-статусом готов раскрыть свой статус публично. Таких публичных случаев раскрытия статуса в Кыргызстане пока менее десяти, но говорить анонимно или же через посредника в виде журналиста или блогера или запись подкаста решаются все больше ЛЖВ. Этот опыт, как и то, что о ВИЧ говорят и пишут в Кыргызстане теперь не раз в году к 1 декабря, а уделяют этому заболеванию и его вопросам больше внимания целый год – значительно помогает медикам и сокращает стигму в обществе.

«Полезно и наглядно то, что блогеры и звезды стали активно вовлекаться в вопросы ВИЧ-инфекции, когда публичные люди поднимают такие вопросы – это всегда наглядно. Молодежь очень хорошо ориентируется на блогеров, звезд, исполнителей. Например, Эркин Рыскулбеков – он очень хорошо поддерживает все наши мероприятия, в прямом смысле слова доброволец, который освещает все наши мероприятия, ведет все наши мероприятия, которые по стране проводятся и помогает привлекать своих коллег», – рассказала Карагулова «МК-Азия».

По ее словам, стало немного меньше дискриминации и стигмы и в обществе в целом по отношению к ВИЧ как к заболеванию, и к самим ВИЧ-позитивным кыргызстанцам. Им гораздо легче становится принять свой статус или раскрыть его близким. Когда в медиасфере есть наглядные люди-примеры того, как с вирусом можно жить полноценной качественной жизнью в одном теле, не стесняясь его, не скрываясь от мира, принимая антиретровирусную терапию и соблюдая все рекомендации специалистов – это сделать психологически проще.

«Сказать, что 100% населения читают и видят эту информацию, к сожалению, мы не можем. Но та часть людей, которая видит ее – с ними при разговоре мы видим положительную тенденцию. С нашими партнерами, с другими ведомствами отношение сейчас совсем другое, у них есть понимание ситуации. Даже в системе образования, в которой употреблялись устаревшие понятия и выражения, которые могут быть для кого-то неприемлемыми, такие, как «СПИД-чума 21 века», и педагоги, и дети меняют отношение к ВИЧ. Когда мы спрашиваем учителей и детей, что бы они делали, если бы оказалось, что в их классе есть ребенок с ВИЧ, все больше отвечают: «Ну, учится и учится, это же его болезнь, которая никак не отражается на нашей дружбе». К сожалению, не везде и не всегда так, но раньше опаски в отношении ВИЧ-инфицированных было больше. Я не хочу сказать, что сейчас нет никакого страха, стигмы, дискриминации – они есть, но с каждым годом люди становятся более понимающими это заболевание, относятся к ВИЧ-инфекции, и людям, у которых она есть, более толерантно», – говорит специалистка.

Сейчас основной путь передачи ВИЧ в Кыргызстане, как и в мире – половой, на него приходится 80% новых случаев вируса в 2021 году. Вопросы безопасного полового поведения и профилактики ВИЧ и других инфекций, которые можно приобрести половым путем, для республики очень чувствительные. В школе о них зачастую не говорят, дома обсуждать их с родителями или родственниками стыдно, а во взрослом возрасте убедить человека изменить свое уже сформированное рискованное поведение не так просто. Да и следить за здоровьем, предохраняться при возможных случайных половых связях и периодически тестироваться на ВИЧ, даже если таких связей не было, пока не вошло у взрослых кыргызстанцев в постоянную практику. Блогеров и СМИ, которые говорят и пишут о такой необходимой мере, часто критикуют в соцсетях, их аккаунты блокируют за многочисленные жалобы на «неприличный контент», бывает, что им угрожают в сообщениях. Но даже и в этих условиях первый шажок есть: желающих пройти в мобильных пунктах экспресс-тесты на ВИЧ во время ежегодных месячников тестирования по стране явно стало больше.

«Тестируй и лечи»

Что касается еще одного нередкого в мире пути передачи ВИЧ от матери к ребенку, то в Кыргызстане такие случаи не так часты. Все потому, что республика успешно применяет стратегию «Тестируй и лечи» – когда у женщины выявляют вирус в крови, ей назначают антиретровирусную терапию (АРВ) сразу, не ожидая, пока ее иммунитет упадет до какой-либо отметки. Кроме того, врачи объясняют будущим мамам, что отрицательный ВИЧ-статус будущего ребенка во многом зависит и от них. Терапия бесплатная и безопасная как для ребенка, так и для мамы.

Работать над профилактикой и ранней диагностикой ВИЧ и поддержкой здоровья ВИЧ-инфицированных детей кыргызскому Минздраву помогают ЮНИСЕФ и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДУ (ЮНЭЙДС). Кроме того, с 2013 по 2018 год в этом направлении была и финансовая помощь от правительства России через региональную программу по предотвращению и контролю ВИЧ и других инфекционных болезней в Восточной Европе и Центральной Азии.

«Кыргызстан – одна из немногих стран, которая может похвалиться тем что у нас не такой высокий уровень инфицированных детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных мам. С самого начала, как только появилась АРВ, все женщины получали профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку. Сейчас, когда у женщины выявляется положительный ВИЧ-статус, независимо от того, беременна она или нет, по нашей программе «Тестируй и лечи» начинается профилактика. Во время беременности к женщине идет пристальное внимание [специалистов]: нам очень важно, чтобы родился здоровый ребенок. Но не всегда все зависит от доктора и от лекарств – зачастую это и труд самой женщины: лекарства нужно принимать правильно. Когда женщина планирует ребенка, она должна ответственно и осознанно подходить к этому», – отмечает Карагулова.

Такая стратегия приносит свои результаты. Для Бишкека это значит, что большинство детей, родившихся у ВИЧ-позитивных мам, не имеют вируса в крови.

«У нас [в бишкекском Городском центре профилактики и борьбы со СПИДом] за все время родилось 286 детей. Было снято с учета 163 ребенка, то есть, они родились здоровыми. Почему 163? Все дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных женщин, обследуются окончательно в 18 месяцев. И у нас есть дети, которые этого возраста еще не достигли, и не прошли обследование: пока 43 ребенка еще не обследовано. Есть дети, которые все-таки заразились – здесь разные факторы сыграли роль. Были женщины, у которых ВИЧ выявили на поздних сроках беременности, и лекарство не успело оказать свое действие. Есть случаи, когда лечение назначили вовремя, но женщина недобросовестно принимала лекарство, были погрешности. Но наша практика показывает, что если все делать правильно, то ребенок рождается здоровым. У нас есть семьи, в которых женщины встали на учет очень поздно, и первые детки у них родились инфицированными. Но потом они родили еще двоих или троих детей, и они все здоровы. Это хороший прорыв», – констатирует она.

Врач проводит забор крови у младенца для ранней диагностики ВИЧ по сухой капле крови. Этот проект вместе с Минздравом ЮНИСЕФ и ЮНЭЙДС реализуют с 2013 года. Фото: Елена Короткова.

В мировой практике, даже если все профилактические мероприятия с будущей мамой провели, и она принимала лекарства, остается 2% вероятности на то, что вирус у ребенка все же может быть. Поэтому ребенка и наблюдают полтора года, берут анализы, чтобы начать лечение сразу же, если статус положительный и у него. И Кыргызстан в эту статистику в 2% укладывается – в 98% случаев своевременное обращение и получение терапии помогает ребенку родиться без ВИЧ. В целом же по стране, по данным РЦ СПИД, только 20 новых случаев ВИЧ в 2021 году (по данным на середину ноября) пришлось на передачу вируса от матери к ребенку.

Дыхание пандемии

Работать и в этом направлении, и в остальных специалисты городского центра не прекращали даже в 2020 году, когда в Кыргызстан пришла пандемия коронавируса. Весной 2020 года власти ввели режим чрезвычайной ситуации (и он действует уже более года), затем – режим чрезвычайного происшествия. В режиме ЧП Бишкек был закрыт на карантин, как и Ош, были жесткие ограничения на передвижение даже для медицинских работников. Было сложно, но медики горцентра справились. Развозили лекарства, проводили забор крови для того, чтобы определить, как идет лечение и меняется уровень вирусной нагрузки у пациентов. Оказывали и другую помощь – например, договорились с донорами о том, чтобы нуждающиеся семьи ЛЖВ с детьми получили продуктовые пакеты.

«Люди никак не могли добраться к нам и получить свои лекарства. По нашему клиническому протоколу мы должны выдавать лекарства на 1 месяц, но в этой ситуации РЦ «СПИД» принял решение выдавать их с запасом – на 3 месяца, а тем, кто выезжал во внешнюю миграцию – на 6 месяцев. Развезти каждому пациенту домой лекарства мы не могли, не было транспорта, и штат у нас небольшой. Кто-то приходил сам, к кому-то привозили. Оповещали, созванивались заранее с пациентами, кто и где сможет забрать препараты, потому что выдача их – это отчетность и документы: «Сегодня мы едем в микрорайоны, будем стоять там-то, пожалуйста, подходите». Адресно по домам ездили к беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми, к семьям, где есть дети, которые состоят у нас на учете, отслеживали их состояние здоровья. Мы прекрасно понимали, что режим ЧС-ЧП ограничивает возможности родителей. И, несмотря на то, что мы чисто медицинская организация, мы нашли возможность через наших партнеров – Красный полумесяц и международную организацию CDI. Они помогли нам организовать для наших детей и их семей продуктовые пакеты. И знаете, мы очень благодарны нашим партнерам, потому что они помогли отвезти продукты домой нашим подопечным, по Бишкеку, и за город. И потому что там был не только стандартный набор. В него включили и необходимые детям овощи и фрукты. Помогали и ПРООН, и Красный полумесяц отдельно сам – так социальную помощь чуть больше получили дети, беременные женщины и женщины, которые только-только родили. Остальным пациентам тоже оказывали помощь по их социальным потребностям», – вспоминает она.

Сейчас центр уже снова перешел на привычный режим, и адаптировался к условиям пандемии. Появились и новые алгоритмы действий на случаи, если пациенты болеют или переболели коронавирусом.

«К сожалению, не все пациенты говорят нам о том, что перенесли COVID, не все знают, что его перенесли, не все проходят ПЦР-тестирование на коронавирусную инфекцию. Даже если у человека есть COVID, и он находится в «красной зоне», наше лечение продолжается. Тут важна и помощь близких: нужно приезжать и забирать лекарства, помогать с их приемом. Никаких сложностей особых пока у нас не было», – говорит глава центра.

В новый 2022 год центр вступает с четкой стратегией, с ожиданиями и надеждами. Как и у всего мира, это завершение пандемии – и не только оно.

«Мы очень надеемся, что мы избавимся от коронавирусной инфекции, что она наконец ослабит свое влияние. Что наши пациенты будут приверженными антиретровирусному лечению, что мы сможем достичь поставленных ЮНЭЙДС целей «95-95-95». Это значит, что 95% инфицированных людей будут знать о своем положительном статусе, из всех выявленных случаев 95% людей станут на диспансерный учет и начнут получать антиретровирусную терапию. И из всех, кто получает лечение, 95% достигнут неопределяемой вирусной нагрузки, что в итоге приведет к тому, что мы сможем победить эпидемию ВИЧ как в нашей стране, так и во всем мире», – заключила Карагулова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Поколение «ВИЧ+»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру