Учителя из Кыргызстана приняли участие в форуме для преподавателей русского языка

Кыргызские педагоги приняли активное участие в Международном форуме «Преподавание русского языка в мультипространстве стран Содружества: специфика, перспективы, задачи», который состоялся 10 декабря 2021 года в столице Кыргызской Республики.

Учителя из Кыргызстана приняли участие в форуме для преподавателей русского языка
Фото: АГТ-Казахстан.

На очной площадке форума в Бишкеке собрались эксперты и практики из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Молдовы, к которым присоединились и российские ученые. К дискуссиям в режиме онлайн из локальных студий в Алматы, Ереване, Кишиневе и Минске подключились преподаватели русского языка, организаторы систем образования и общественные деятели стран СНГ.

Участников форума приветствовала заведующая отделом развития образования Управления образования мэрии г. Бишкек Гульмира Акматова. Она обратила внимание на важность изучения русского языка как средства межнационального общения. «Время показало, что нам необходимо общее образовательное пространство. Мы видим заинтересованность в изучении русского языка школьниками нашей столицы», – заявила Гульмира Каленовна,

Отдельным событием форума стала лекция доктора филологических наук, Заслуженного работника образования Республики Беларусь Бориса Нормана «Жанр лингвистических задач как дидактическое средство на занятиях по русскому языку». По определению Бориса Юстиновича, лингвистическая задача – это жанр литературы, сочетающий в себе проверку языковых знаний, уже накопленных учащимся, с активизацией логических приемов и общей эрудиции.

Круглый стол «Особенности преподавания русского языка в странах СНГ» открыло выступление профессора Кыргызско-Российского Славянского университета, доктора филологических наук Мамеда Тагаева, который подробно остановился на внешних и внутренних факторах, определяющих методологию учебного описания русского языка как неродного. По его словам, при составлении учебников для кыргызской школы главным направлением должна стать ориентированность на текст, благодаря чему в процессе работы с текстом у школьника-кыргыза формируется языковая и коммуникативная компетенция, развивается дар слова. «Для учебных целей следует отбирать тексты, в которых ярко отображается языковая картина мира, сотканная из разнообразных смыслов и образов русского мировосприятия, - подчеркнул Мамед Джакыпович. - Тщательный отбор учебных текстов позволит учащимся погрузиться в содержание культурно-языкового пространства русского языка, понять систему национальных ценностей русского человека, особенности понимания и восприятия им образов мира, черты национального характера, эмоционального поведения и другие важные для коммуникации нюансы».

Доклад преподавателя кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Российско-Армянского университета, кандидата филологических наук С.А. Тунян обозначил важность продвижения русского языка и укрепления сотрудничества между Арменией

и Россией. Седа Араиковна акцентировала внимание на современных технологиях преподавания, учитывающих особенности меняющегося мира.

Основной контингент изучающих русский язык в Казахстане составляют моноязычные казахи, казахи-билингвы с доминирующим казахским языком, двуязычные казахи с доминирующим русским языком, русскоязычные монолингвы, русскоязычные казахи, представители других этносов, проживающие на территории страны, сообщила профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, доктор филологических наук Ш.К. Жаркынбекова. Объективные различия в этом контингенте должны быть учтены и в ходе подготовки учителей русского языка.

Как заявила руководитель отдела по работе с педагогами цифровой образовательной компании BilimLand, Отличник образования Республики Казахстан Т.А. Сарсенова, сегодня в развитии казахстанского общества важным аспектом является модернизация в сфере образования, которая предполагает внедрение полиязычного образования на базе трех языков – казахского, русского и английского. Большая роль в реализации этого проекта принадлежит BilimLand – универсальной образовательной платформе на трех языках, представляющей коллекцию курсов для обучения детей всех возрастов.

Серию практико-ориентированных мероприятий форума открыл мастер-класс «Игровые методы преподавания» М.А. Кочарян - преподавателя Российско-Армянского университета и Международного научно-образовательного комплекса «Лицей Ширакаци». Мастер-класс посвящен вопросам использования игровых методов в обучении русскому языку как иностранному и демонстрирует упражнения и приемы, повышающие мотивацию учащихся.

На своем мастер-классе «Интеграция на уроках русского языка и литературы» учитель русского языка и литературы первой категории лицея имени М.В. Ломоносова А.Ф. Богач из г. Бельцы (Молдова) подчеркнула, что художественная литература позволяет повысить уровень владения речью.

Подводя итоги, участники форума поблагодарили Министерство просвещения Российской Федерации за организацию столь полезной коммуникационной площадки и выразили надежду на продолжение встреч в формате, который позволяет не только «сверить часы», но и обменяться опытом и поучиться друг у друга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру