Эксперты МАК обнародовали причины падения самолета в Кыргызстане

Падение «Боинга» в Дача СУ: некого винить…По данным отчета, падения и жертв можно было бы избежать, если бы не действия командира экипажа

Эксперты МАК обнародовали причины падения самолета в Кыргызстане
Фото: пресс-служба правительства КР.

16 января исполнилось четыре года со дня крушения самолета в поселке Дача СУ. Утром 16 января 2017 года на жилые дома близ аэропорта Манас рухнул грузовой «Boeing-747» турецкой авиакомпании ACT Airlines, выполнявший рейс Гонконг-Бишкек-Стамбул. Под обломками самолета погибли 35 кыргызстанцев и 4 члена турецкого экипажа, включая командира воздушного судна. Еще 15 человек были госпитализированы с различными травмами.

В качестве возможных причин катастрофы предполагались сложные погодные условия (в этот день был сильный туман), неисправность самого самолета, ошибки кыргызских диспетчеров или турецкого экипажа. Вместе с специалистами Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в расследовании участвовали инспекторы летно-производственных отделов Агентства гражданской авиации (АГА) Кыргызстана, сотрудники Национального бюро по безопасности на транспорте США (NTSB) и Национального совета по расследованию происшествий Турции, представители производителя самолетов Boeing. Расследование шло несколько лет и наконец комиссия по расследованию авиационных происшествий МАК опубликовала отчет о крушении.

Человеческий фактор

По данным отчета, падения и жертв можно было бы избежать, если бы не действия командира экипажа и связанные с ними факторы. Записи с «черных ящиков» говорят о том, что перед крушением обстановка на борту была очень нервной и экипаж полностью не контролировал нахождение в воздухе. По указанию командира воздушного судна вышло так, что воздушные тормоза, необходимые для снижения на посадку, применили позже, чем это необходимо. Затем на борту пропустили необходимые процедуры по контролю высоты и навигации, без которых не совершить безаварийной посадки…

«Причиной катастрофы самолета Boeing747-412FTC-MCL явилось отсутствие контроля со стороны экипажа за положением самолета относительно глиссады (траектории полета, – Авт.) при выполнении автоматического захода на посадку ночью, в метеоусловиях, соответствующих CATIIИКАО, и, как следствие, непринятие своевременных мер по уходу на второй круг при значительных отклонениях от установленной схемы захода, что привело к столкновению с землей в управляемом полете», – констатируют в комиссии МАК.

Выделяют эксперты и несколько факторов, которые, вероятнее всего способствовали крушению. Среди них, в частности, «недостаточная предварительная подготовка экипажа к полету на аэродром Манас в части изучения схем подхода» и «повышенное психоэмоциональное напряжение членов экипажа из-за сложных условий захода (ночь, условия CATII, продолжительное рабочее время) и неспособности в течение длительного времени устранить отклонения по высоте полета».

«Дополнительно уровень стресса мог увеличиться из-за эмоционального обсуждения членами экипажа (в первую очередь командиром воздушного судна) указаний и действий специалистов службы управления воздушным движением. При этом указания и действия специалистов службы управления воздушным движением соответствовали установленным технологиям и схемам», – предполагают в МАК.

При этом согласно приложению «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о Международной гражданской авиации, определение причин и способствующих факторов авиационного происшествия не предполагает возложение вины или установление чьей-либо ответственности.

Шаги властей

Власти Кыргызстана помогли провести похороны погибших, выплатили единовременную матпомощь, а затем и компенсации семьям погибших и пострадавших. Сумма компенсаций в целях безопасности тех, кто их получил, не разглашалась, но сами они в интервью журналистам называли ее «достаточной». ACT Airlines так же выплатила компенсации пострадавщим.

Но остался ряд неудобных вопросов. Понесет ли кто-то ответственность за то, что в опасном соседстве с аэропортом в официально садово-дачном поселке круглогодично много лет проживали люди в более чем 400 домах? Почему волонтеры и неравнодушные граждане по сути делали то, чем обязано во время подобных происшествий заниматься государство – обеспечивали горячим питанием спасателей, собирали теплые вещи и все необходимое для тех, кто выжил и остался без крова? Почему, чтобы оказать полноценную поддержку пострадавшим, пришлось открывать спецсчет МЧС, куда кыргызстанцы, представители диаспор за рубежом и просто неравнодушные люди перечислили более 102 млн сомов? Что конкретно и в какие сроки нужно сделать, чтобы трагедия не повторилась ни снова близ аэропорта Манас, ни близ ошского и баткенского аэропортов, совсем рядом с которыми так же живут люди?

За это время в Жогорку Кенеше депутаты предлагали переселить всех жителей поселка в безопасное место, как и всех кыргызстанцев, что живут близ аэропортов в стране. Либо наоборот, придать пострадавшему дачному поселку статус села, чтобы обустроить там школу и фельдшерско-акушерский пункт... А Кубатбек Боронов, который тогда был главой МЧС, заявлял, что на месте крушения и вовсе разобьют памятный парк на 5 гектаров.

Однако все осталось на словах и ответов на вопросы, появившиеся у журналистов и простых кыргызстанцев после падения «Боинга», нет до сих пор. В том же 2017 году в Кыргызстане сменился президент, в кресло номер один вслед за Алмазбеком Атамбаевым пришел Сооронбай Жээнбеков, который во время крушения был премьер-министром страны. При его президентстве к годовщине трагедии в Дача СУ появился памятник, а сам Жээнбеков встретился с детьми, которые стали круглыми сиротами или потеряли при крушении кого-то из родителей. Еще два года подряд президент так же встречался с ними и дарил памятные подарки. При этом сам поселок Дача СУ так и оставался на месте и речи о переселении куда-либо его жителей на государственном уровне не заходило.

Спустя четыре года жители Дачи СУ живут все там же, рискуя стать жертвами новой катастрофы. Об их проблеме не вспомнила ни одна политическая партия на выборах в седьмой созыв в октябре 2020 года, итоги которых закончились сменой власти. И ни один из 17 кандидатов в президенты на досрочных выборах в январе 2021 года. Не вспомнили о них ни в парламенте, ни в аппарате правительства, ни в аппарате президента и в памятный день. 16 января 2021 года пресс-службы не публиковали обращений, как в предыдущие годы, не было и никаких встреч с жителями и семьями пострадавших и у и.о. президента Таланта Мамытова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 20 января 2021

Заголовок в газете: Падение «Боинга» в Дача СУ: некого винить…