Слава о выставке «Феминнале» вышла на международный уровень

Выставка «Феминнале», прогремевшая в начале этого месяца, стала известна далеко за пределами страны. Про споры, сотрясшие Кыргызстан после ее открытия и увольнения директора, написали даже американские издания.

Слава о выставке «Феминнале» вышла на международный уровень
Фото Ирины Ковшовой

Ситуация же «на местах» по-прежнему остается накаленной: внимание правоохранителей привлек мастер-класс по фотографии в стиле ню, а активисты собрались устроить «флешмоб» с юртами и аксакалами.

Искусство переехало

После того, как Министерство культуры и его глава назвали экспозицию, представленную в музее ИЗО, «провокационной», часть работ из него вынесли. Шесть экспонатов под звуки похоронного марша были сложены в автомобиль и перевезены в коворкинг-центр «Ololo», что на проспекте Эркиндик. Переезд был завершен 4 декабря.

Как отметили сотрудники центра, изначально работы были размещены в холле, однако некоторые посетители их не оценили. Пришлось выделить отдельную комнату. «Но приходит много людей, так как им интересны именно эти экспонаты», - пояснили они.

Нападок со стороны активистов, грозивших поджечь музей, если выставку не закроют, на новое пространство не было.

Меж тем, о произошедшем в Кыргызстане заговорили мировые таблоиды. Инцидент не оставила без внимания редакция американской газеты «The New York Times». В заголовке было отмечено, что в стране существует цензура провокационного искусства по защите прав женщин из-за наготы. Не обошли стороной и увольнение директора музея Миры Джангарачевой.

Пока сторонники выставки пребывали в расстроенных чувствах, ее противники придумали новый ход: поставить на Старой площади юрты, где 40 аксакалов и столько же женщин «уважаемого возраста» обсудили бы сложившуюся с «Феминнале» ситуацию. Повестка дня должна была включить и другой насущный вопрос – введение запрета на надругательство над традиционными головными уборами. По итогам сбора активисты планировали принять резолюцию и направить ее прямиком президенту. Устроить патриотическую акцию не вышло: суд наложил запрет.

Выступающие же за искусство без рамок люди пошли другим путем.

В социальной сети Facebook был запущен флешмоб: деятели искусства, журналисты, литераторы и активисты публиковали картины известных художников, изображающие обнаженные тела.

Иные в выражении своей гражданской позиции пошли дальше. Так, журналистка Азиза Бердибаева разместила собственную откровенную фотографию, прикрыв некоторые части тела фотографиями Раимбека Матраимова. Таким способом девушка хотела привлечь внимание общественности к более значимым событиям в стране.

«Если внимание к проблеме в нашей стране можно привлечь только голым телом - ок, своим голым телом я привлекаю внимание к проблеме, которая по-прежнему остается нерешенной. И пусть мое тело не такое эффектное, как у девушки на выставке, но мне как-то все равно. Я хочу такой же молниеносной реакции по делу Миллиона, какая была вчера по поводу выставки», - подписала снимок Бердибаева.

Традиции сильнее закона?

Обнаженное тело датчанки, которое кыргызстанцы смогли лицезреть в день открытия выставки, стало катализатором: теперь все «откровенные» инициативы оказались под пристальным вниманием правоохранительных органов. Например, в центр обсуждений попал запланированный мастер – класс по фотографии в стиле ню. По словам одного из организаторов мероприятия – Тимура Райымкулова – в «гости» в студию приходили сотрудники с проверкой.

«Приходили к нам тут с «проверкой» и «познакомиться». Но с какими-то призрачными основаниями, сказать, что снимать ню - это не по традициям и вне нашей культуры.

Причем, когда я спросил «нашей» - это чьей именно? «Нашей, и твоей в том числе», - мне ответили», - написал фотограф.

Напомним, что в законах, действующих в Кыргызстане, правил, регламентирующих «рамки дозволенного» в искусстве, живописи и моде, нет. В основном документе КР – Конституции – говорится о том, что каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова. Фактически же мнение тысяч людей оказалось в капкане «традиций».

Громкая выставка, вызвавшая в обществе ряд противоречий, продолжает свою работу теперь уже на двух площадках. Несколькими днями ранее был назначен новый директор музея ИЗО – им стала эксперт по музейному делу Айгуль Мамбетказиева.

Экс – главу храма искусств Миру Джангарачеву, несмотря на просьбы коллектива и общественности, в должности не восстановят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру