Санаторий «Джалал-Абад» не то, чем кажется?

Санаторий «Джалал-Абад», известный своими лечебными водами, был возведен более 100 лет назад.

Санаторий «Джалал-Абад» не то, чем кажется?

Здравница представляла собой полноценную медицинскую организацию, которая системно занималась оздоровлением, долечиванием и реабилитацией. Больше века тысячи людей поправляли здоровье на курорте, однако в 2013 году в заведении разразился ряд скандалов: сотрудники стали жаловаться на бесчинство руководства и процветающую в стенах здравницы коррупцию.

Начальнику – «Лексус», сотрудникам – «спасибо»?

На протяжении нескольких лет коллектив санатория, находящегося в собственности Федерации профсоюзов КР (ФПК), жаловался в ряд инстанций, пытаясь добиться справедливости и прозрачной работы, однако проверка, вскрывшая целый список нарушений, нагрянула лишь весной 2017 года и стала катализатором митингов, раскрыв общественности любопытные факты…

« В ходе проверки выявлены крупная недостача материальных ценностей, продуктов питания, отсутствие контроля за движением денежных средств, нецелевое использование средств на приобретение дорогого внедорожника представительского класса (Lexus GX 470). При этом санаторий имеет задолженности перед налоговой службой, Соцфондом, по заработной плате сотрудникам санатория и так далее», – отчитывались проверяющие из ФПК.

«На 2 этаже лечебного корпуса, без соответствующим образом оформленных документов на аренду помещения, выявлен пункт общественного питания с услугой приготовления горячей пищи общей площадью 50 кв. метров. По пояснениям этот пункт был организован в феврале 2017 года по устной договоренности с первым замдиректора Апиевым, однако в кассу санатория не было внесено ни сома за аренду помещения и коммунальные услуги», – указано в справке о проверке санатория. Как и то, что частное лицо, управляющее пунктом питания, не имеет разрешения на предпринимательскую деятельность. «Также на 3 этаже без каких-либо разрешительных документов установлены 2 кресла-массажера для оказания платных услуг отдыхающим, пос-терминал для загрузки единиц. По пояснениям замдиректора по лечебной части и главной медсестры, они не знают, кому принадлежат аппараты, и кто собирает с них деньги… 23.05.2017 г. в санаторий прибыл Максатбек уулу Нурсултан – сын директора санатория Абышкаева, и сказал, что 2 кресла и 2 пос-терминала принадлежат ему на правах частной собственности и что он имеет патент на право заниматься указанным видом деятельности. Однако предъявить документы отказался, как отказался объяснить причину, по которой аппараты функционировали без заключения договора с администрацией санатория. Таким образом, действиями директора санатория Абышкаева и его заместителя Апиева санаторию причинен ущерб на общую сумму 75 955, 81 сом».

На этом незаконные услуги и предложения не закончились, в справке указаны и другие виды деятельности, официально не оформленные. Кроме того, шли значительные расхождения между суммами, оплаченными по прейскурантам и теми, что были внесены в кассу санатория.

«В прейскуранте на 2016 год в спальном корпусе Кут-Болсун отсутствует цена на санаторно-курортное лечение в апартаментах. Эти номера используются только по особому распоряжению директора санатория Абышкаева», – отметили проверяющие, подчеркнув, что курорт превращен в «частную лавочку».

Занимательная история приключилась и с дорогим автомобилем, состоящим на балансе здравницы. В справке о проверке указано: «В присутствии старшего водителя был установлен факт отсутствия в санатории «Джалал-Абад» служебной автомашины «Lexus GX 470» балансовой стоимостью 960,4 тысяч сомов». С путевыми листами также неурядица: местонахождение автомобиля было неизвестно. «19.05 2017 вечером в 20.10 после неоднократного обращения в правоохранительные органы, Абышкаев М.Д. через первого замдиректора Апиева и водителя сдал служебный автомобиль».

Грубые нарушения были выявлены и при проверке лечебного отделения: у врачей отсутствовали журналы приема отдыхающих по путевкам, курсовому лечению и другим платным медицинским услугам. Сотрудники санатория, тем временем, жаловались на задержку зарплаты.

Как только ошеломляющие факты были обнародованы, руководство здравницы заявило, что проверка была недобросовестной – мол, желающие отставки директора направили своих людей. Интересен и тот факт, что при составлении промежуточных актов должностные лица санатория, заместитель директора Жумалы Апиев препятствовали проведению проверки, отказываясь предоставлять материалы и пояснения.

Было принято решение на время ревизии отстранить от занимаемой должности замглаву Апиева, а сам директор Максат Абышкаев на тот момент баллотировался в Джалал-Абадский горкенеш и, согласно законодательству, до проведения выборов его полномочия главы здравницы были приостановлены.

ФПК, пользуясь правом собственника санатория «Джалал-Абад», посчитала необходимым до окончания проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственной организации возложить руководство ею на «внешнего управляющего». Однако весть об этом решении вызвала «бунт» – и.о. директора на рабочее место пускать отказались.

«Представители санатория, преследуя корыстные цели, организовали беспорядки и всячески пытались не допускать на территорию курорта представителей ФПК и нового исполняющего обязанности директора курорта», – оповещала ФПК.

Общественное мнение разделилось: люди размышляли над тем, действительно ли в здравнице царит коррупция? Или, может, директор кому-то помешал? Коллектив санатория на его стороне…

Ситуацию тогда прояснил зампреда ФПК Жээнбек Осмоналиев.

– Есть очень много посторонних людей, которые стоят у ворот и не пускают внутрь руководство из Бишкека. Они пытаются сорвать все лечебные процедуры, прием пищи отдыхающими, заблокировать столовую. Если у них все прозрачно и чисто с финансовой точки зрения, почему они боятся пускать ревизоров? – задавался вопросом он. Выяснилась и другая деталь: на защиту Абышкаева встал не весь коллектив, состоящий из 160 человек, а лишь 20 сотрудников.

Пока страсти вокруг «лакомого куска» набирали обороты, на скандал жаловались получатели услуг – то есть, простые кыргызстанцы, которые приехали поправить здоровье. Люди сетовали на то, что были прекращены лечебные процедуры, коими и славится санаторий, а срок путевок, тем временем, истекал… По социальным сетям распространилось видео «высоких разборок», а спустя какое-то время появилось и другое, запечатлевшее… труп молодой женщины, которая приехала в здравницу подлечиться.

Оскорбили честь

Сотрудники санатория не раз жаловались на то, что поступающие за пребывание в здравнице деньги проходят мимо кассы, но, по их словам, эта информация особого внимания не привлекала. До резонансного случая – в 2018 году в «Джалал-Абаде» скончалась женщина. Состояние пациентки при поступлении было не из лучших – диабет и постинсультное состояние. Работники уверяли, что усопшая не была оформлена по всем правилам. Стараясь достучаться до общественности, один из сотрудников сделал видеозапись, дабы продемонстрировать, что факт имел место быть. Ролик был выложен на один из популярных интернет-ресурсов.

После этого случился суд. Нет, руководство и работников к ответственности не привлекли, ответчиком, с которого за причинение морального ущерба репутации учреждения требовали по миллиону сомов, выступал молодой человек, разместивший видеозапись в интернете. Директор Абышкаев, его заместитель Апиев и Мархабо Мурзаева уверяли, что вины здравницы в трагедии нет, да и родственники скончавшейся претензий к руководству не имеют… В итоге иск о защите гражданской чести и достоинства был удовлетворен частично: парня обязали выплатить по 20 тысяч сомов каждому истцу, перенесшему ряд переживаний и «депрессию» из-за публикации ролика.

Интересно, что проверка, проведенная в санатории после трагедии, вынесла четкий вердикт: жалобы сотрудников обоснованы, деньги до кассы действительно не доходят, а руководство грубо нарушает должностные инструкции.

«При заселении были нарушены требования функциональных обязанностей должностных лиц …. По объяснительной врача-уролога, Д. была заселена без ведома докторов, оплата была произведена задним числом… По всем медицинским показателям Д. никак не могла быть допущена к проживанию, а тем более к лечению… Перечисленные факты указывают на то, что в кассе санатория производятся определенные ручные манипуляции при оприходовании денег, идет сокрытие поступающих средств. В ходе проверки установлено, что администраторы санатория принимают отдыхающих по гарантийным письмам от организаций с разрешения директора Абышкаева или его заместителя Апиева, но эти письма не проходят регистрацию в журнале входящей корреспонденции», – говорится в справке о расследовании.

«Администрация санатория в лице директора Абышкаева, его заместителя Апиева, замдиректора по медицинской части, администратора по приему и размещению отдыхающих, кассира санатория нарушают должностные инструкции и создают условия для бесконтрольного приема отдыхающих, не создают элементарных условий по соблюдению правил безопасности, не дают другим специалистам принять оперативные меры по недопущению таких случаев впредь. В связи с этим необходимо принятие строгих мер по отношению к указанным выше лицам», – заключили ревизоры ФПК, попросив наказать тех, кто возложенных обязанностей не выполняет. На этом вести о ситуации в санатории затихли. Может, громкая проверка действительно стала шагом к наведению порядка? «Ничего подобного», – уверили уволенные и ныне действующие сотрудники санатория, обратившиеся за помощью в редакцию «МК-Азия». Отметим, что экс-сотрудники предоставили ряд документов, в том числе заявление-обращение на имя спикера ЖК, подписанное 21 человеком.

Президент – последняя надежда

По словам людей, безуспешно обращавшихся в ряд инстанций, единственная оставшаяся надежда навести порядок и усмирить коррупционеров – президент, так как неоднократные обращения на имя председателя ФПК положительных сдвигов не принесли.

«М. Абышкаев превратил санаторий в свою собственность и начал принимать на работу родственников, одноклассников, знакомых, с которыми организовал коррупционные схемы. Заслуженных бывших сотрудников санатория, оклеветав, уволил. По возбужденному на Абышкаева уголовному делу ущерб (санаторию) составляет 2 614 244 сома. Разница между оплаченными по прейскурантам суммами и теми, что внесены в кассу, составила 509 300 сомов, в 2016 году за три месяца разница была 558 365 сомов», – пишут сотрудники санатория в обращении на имя спикера ЖК.

«Просим вас на законодательном уровне принять меры по отношению к вышеуказанным лицам, которые повязли в коррупции и которые никого не признают», – подытоживают люди.

Опасаясь увольнения, не все сотрудники готовы назвать свои имена, однако уволенная в 2013 году за отказ участвовать в финансовых махинациях начальства Самара Шаимкулова согласилась рассказать о том, чему стала свидетелем.

– В санатории я работала с 1999 года. Занимала должность в регистратуре. Все было хорошо до тех пор, пока директорское кресло не занял Абышкаев. После его прихода начались массовые увольнения сотрудников, проработавших по 40, 50 лет. Он приглашал их в кабинет и предлагал уволиться по собственному желанию, а после отказа увольнял по статье. Некоторые специалисты, отдавшие санаторию полжизни, умерли, не выдержав позора. На их места директор набрал своих родственников и земляков.

Мы неоднократно жаловались, но толку не было. Были многочисленные факты, когда деньги за пребывание в санатории шли мимо кассы. Нам в открытую директор говорил: «Приносите деньги!» А как это сделать? Не донести до кассы. В случае проверок нам было сказано выкручиваться самим. Был случай, когда уголовное дело за хищение средств завели на медсестру. Там сумма примерно в 160 тысяч фигурировала, однако отвечать пришлось ей, матери-одиночке, а не директору… В санатории существует двойная касса. Абышкаев сам оформляет кассовые ордера, сам печати ставит и отдает кассиру, своему человеку. В конце рабочего дня кассир несет деньги в кабинет. Бывало, что за день скапливалось 100 тысяч сомов, в неделю получалось около 460 тысяч. Просто заставлял людей. Я в этих махинациях участвовать отказалась, за это меня в 2013 году  уволили. Начались  суды, городской оказался на стороне директора, областной восстановил меня в должности, после чего я вернулась на работу. Но, спустя месяц, Верховный суд оставил в силе решение городского, и мне пришлось уйти, – поделилась собеседница.

Свое видение у экс-сотрудницы санатория оказалось и на счет трагедии, произошедшей в 2018 году.

– У той женщины был сахарный диабет, процедуры были противопоказаны. Я помню, что о смерти сообщили моему родственнику, который работает урологом. Он и снял все на видео, а после разместил в интернете, чтобы люди увидели все своими глазами. Та женщина не была оформлена, я это точно знаю. Деньги были внесены, но прошли мимо кассы. Потом пришла комиссия, все проверяли, в справке было показано, что в кассу деньги не поступили, это было нарушением администратора. Однако директор в суд подал. Мальчик, который нам помог, сейчас должен 60 тысяч заплатить. Вот вам и справедливость суда, разве можно верить нашему правосудию? – задается вопросом Шаимкулова.

Женщина уверяет, что нашумевшая проверка, выявившая двумя годами ранее грубейшие нарушения, практически ничего не изменила: «черная» касса продолжает функционировать, а сотрудники по-прежнему вынуждены ждать зарплаты месяцами.

– После той проверки ничего не поменялось. Вчера звонил ныне действующий сотрудник санатория, которому уже третий месяц не выдают зарплату. Бухгалтер, как он рассказал, кричит, что денег нет и выдает их по возможности. За то, что парень снял все на видео, главбух написала на него заявление – мол, он кричал. Ему выговор сделали. Сотрудники боятся, для них мы – пример. Нас уволили, значит и их могут. Там старых работников почти не осталось. Деньги также мимо кассы идут. У меня есть подтверждение тому, что средства, взятые с ряда отдыхающих с января по май этого года, в кассу в полном объеме не попали, в санаторно-курортных книжках нет номеров путевок. Проверки прошли, а Абышкаев, на которого несколько лет назад по результатам той проверки было заведено дело о хищении двух миллионов, продолжает занимать пост директора. Мы и раньше постоянно обращались к председателям ФПК, но реакции не было. Я и другие сотрудники благодарны ныне действующему руководителю, который отправил проверку. Но, как видите, результатов нет, деньги все решают. Кстати, против действующего главы Федерации Профсоюзов постоянно ложные митинги проходят. Митингующие – женщины из Джалал-Абада – никакого отношения к санаторию не имеют. Их деньгами Абышкаев обеспечивает, (они) бесплатно лечение в санатории получают. Он им даже юрту открыл, где они торгуют. Я могу предположить, что без разрешительных документов. Очень надеюсь, что происходящим заинтересуются соответствующие органы, – заключила Шаимкулова.

О родственниках директора и коррупции рассказали и другие уволенные сотрудники санатория.

– Я раньше работала в столовой. Знаю, как все оформляется, но главбух и директор решили все оформлять иначе. Они (руководство) хотели денег. В итоге пришла проверка и виноватой оказалась я. Он (Абышкаев) сказал: «Моих подписей нет, сами отвечайте». Я жаловалась в профком, писала многочисленные заявления, а результата никакого. У меня дети маленькие, мужа нет… В санатории работала 8 лет, в 2017 году заставили уволиться. Там бардак творится. Мясом здравницу обеспечивает родной брат супруги Максата (директора), а продуктами – она сама. Я обращалась к председателю ФПК, тогда эту должность занимал Токтогулов, но результата не было, – рассказывает Кимсан кызы Дильфуза.

К ныне действующему председателю ФПК обращается и еще один уволенный сотрудник санатория. Курсан Келгенбаев трудился снабженцем, но его, как и многих других, «попросили» уйти.

– Я работал снабженцем 2 года назад. Когда Абышкаев вернулся на работу, меня уволили. Почему? Он собирает свою команду, все работники – его родственники, одноклассники, – говорит мужчина. Когда Келгенбаев услышал, что материал будет передан в ФПК, он обратился к председателю.

– Немедленно увольте этого директора. Мафия собралась, не дают людям работать. Вчера из гаража вывозили мебель, диваны. У меня фотографии есть, могу доказать, – подытожил собеседник.

Отметим, что президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков неоднократно высказывался и против кумовства среди чиновников, и против коррупционных схем в Кыргызстане. Последнее заявление по этому поводу он сделал на встрече с жителями Иссык-Кульской области 17 мая. Напомнив, что коррупция процветает там, где происходит непосредственный контакт между человеком, нуждающимся в оказании государственной услуги и государственным чиновником (а санаторий, находящийся в ведении ФПК – вполне подпадает под определение организации, оказывающей госуслуги по здравоохранению).

– Руководители местных органов власти, правоохранительных структур, обращаюсь к вам, хватит занимать позицию – моя хата с краю. Не бойтесь, открыто боритесь с любыми проявлениями коррупции. Иначе это губительно скажется на будущем нашего государства, нашего народа, – заключил Сооронбай Шарипович.

Выходит, что джалал-абадская история идет вразрез с указаниями главы государства?

Редакция «МК-Азия» просит считать этот материал официальным обращением к председателю Федерации Профсоюзов Кыргызстана Мирбеку Асанакунову для проведения тщательной проверки деятельности руководства санатория «Джалал-Абад».

«МК-Азия» следит за развитием событий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 22 мая 2019

Заголовок в газете: От общего – к личному?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру