ВИЧ–положительный кыргызстанец о мечтах, любви и покорении горных вершин

1 декабря мир отметил Всемирный день борьбы со СПИДом. По всему  земному шару прошли различного рода акции, флешмобы, показы кинофильмов. Вот только о том, что ВИЧ и СПИД – далеко не синонимы, знают, увы, далеко не все. Как и то, что с ВИЧ можно жить полноценной жизнью, растить здоровых детей, покорить самый высокий пик и даже… А что можно сделать еще, «МК-Азия» рассказал человек, для которого ВИЧ – положительный статус стал новым «стартом» к большим делам.

Стереотип на стереотипе

Михаилу ( имя изменено, прим.Авт) 31 год, у него прекрасное образование, большие планы на будущее, а повернуть его жизнь на 180 градусов «помог» тест на ВИЧ, который оказался положительным. Звучит странно, верно? Михаил на протяжении долгого времени употреблял наркотики, не инъекционные, но вовсе не безобидные. Постоянные вечеринки, попытки строгого отца перевоспитать сына за границей, слезы матери… Все это закончилось тогда, когда тест на ВИЧ, сданный Мишей, оказался положительным. Первая реакция парня – шок и отрицание, а после – «воля в кулаке» и новая жизнь.

С Михаилом мы встретились в одном из столичных кафе, но, услышав о теме беседы, парень предложил прогуляться до дома его друга. Нет, он не боится, просто общество реагирует по – разному, а в заведениях общепита людей слишком много. Когда мы расположились на мягком диване со вкусным чаем в кружках, Миша попросил вопросы структурировать.

Перед тем, как поделиться необычной беседой, поделюсь впечатлениями от самого Миши. Красивый и подтянутый мужчина с приятным парфюмом, ровной кожей и таким ее тоном, что любая барышня с супер – хайлайтером позавидует. О ВИЧ заговорили не сразу – политика, анекдоты, погода. Я старалась тянуть время и расположить Мишу к себе.

- Одна из причин, по которой мне довольно сложно рассказать людям о своем статусе – это святое убеждение общества в том, что наркозависимые – «спидозники», - первым начал говорить собеседник. – Многие из моего окружения знают о том, что я употреблял. А я, меж тем, неоднократно слышал, с какой брезгливостью люди отзываются о наркозависимых, чей ВИЧ – статус положителен. Говорят, что виноваты сами, что образ жизни… А на деле от этого никто не застрахован. То, что употребляющие люди собираются в кучку и передают друг другу один шприц – страшилка для детей. Я не исключаю того, что раньше так, возможно, и было, но сейчас каждый, кто практикует рискованное поведение, знает о ВИЧ намного больше широкой общественности. ЛУИН, по крайней мере, из тех, что я встречал, таким не увлекаются – благо, шприц стоит копейки. Что касается меня, я не кололся, там были другие наркотики. Инфицировался ВИЧ я не «благодаря» наркотикам, все намного прозаичнее. Познакомился с девушкой, общались, начали встречаться. Она знала о моей зависимости, но, на удивление, всячески поддерживала и верила в то, что я смогу отказаться. Естественно, настал момент «перехода отношений на новый уровень». Девушка настаивала на том, чтобы я надел презерватив, думал, что беременности остерегается. Но как размышляет большинство мужчин? Заниматься сексом в презервативе – это как цветы в противогазе нюхать. В процессе я его снял, она после этого долго кричала, плакала, но в чем дело не сказала. А спустя какое – то время я понял истинную причину ее опасений – она была ВИЧ – положительна. Это я узнал после того, как сдал тест на ВИЧ, она призналась. Первая реакция? Мне убить ее хотелось, правда. Неужели нельзя было честно сказать тому человеку, которого ты зовешь «любимым»? Конечно, есть и моя вина в том, что не послушал ее, но я – то причин не знал…

- Как проходило принятие новости?

- Тяжело. Это сейчас я могу улыбаться, общаться с друзьями, дела решать… Тогда был ад. У меня были знакомые, живущие с ВИЧ, я понимал, что жить полноценной жизнью вполне реально, но одно дело, когда ты смотришь на все со стороны и совсем другое, когда эта «сторона» касается непосредственно тебя. Изначально мне захотелось просто пойти и «залиться». Так и поступил. Пил, наверное, неделю. Не останавливаясь. Потом стал думать о том, как сообщить семье. Утаивать я не хотел, ведь это – самые близкие люди. Конечно, реакция была очень эмоциональной, мама за сердце схватилась, отец просто поджал губы, а спустя какое – то время крепко обнял. Брат отреагировал спокойно. Мама, которая не сильно была осведомлена, хотела собрать денег и отправить меня лечиться. Чувствовал я себя хорошо и просто стал информировать ее, стал принимать антиретровирусные препараты. Это нужно делать на протяжении всей жизни, изначально сложно, потом привыкаешь – как зубы почистить. Однако, всплыла следующая сложность. Бабушка, человек старой закалки и не сильно верящий медикам, наблюдая за тем, что умирать я вовсе не собирался и на самочувствие в целом не жаловался, решила, что ВИЧ – это миф. Здесь хотел бы передать пламенный привет не сильно профессиональным журналистам и сомнительным телеканалам, которые пускают в эфир ВИЧ- диссидентов. Благодаря таким «инициативам» тысячи людей отказываются от терапии и попросту гробят себя в лучшем случае, в худшем – детей. Она до сих пор говорит мне, что я дурью маюсь. Уже привык.

- Миш, ты только семье раскрылся?

- Нет. Я рассказал нескольким друзьям, которых считал близкими. Из 5 человек остались двое. Им я благодарен, но и тех, кто ушли, не виню: общество, увы, живет где–то в начале 2000–х, в лучшем случае. У меня, если бы не владел достаточной информацией, тоже бы в голове песня Земфиры заиграла. Помните? «У тебя СПИД, а значит мы умрем». Медицина не стоит на месте и, если вовремя принять меры, то до крайней стадии–то есть СПИДа, не дойдет. Увы, это не все знают. У меня есть знакомые в РФ, оба ВИЧ–положительны, а ребенок родился ВИЧ–отрицательным. Вот так бывает, если все делать с умом и следовать советам медиков. Знаешь, я бы не скрывал своего статуса и от других, если бы люди, прослышав, не шугались. Некоторые ведь думают, что если я или другой человек, живущий с ВИЧ, чихнут рядом, то все, кто оказался в радиусе этого «чиха» моментально поменяют статус с «отрицательного» на «положительный». Может помнишь, пару лет назад в мессенджерах рассылка была о бананах с ВИЧ или о том, что в кинотеатрах и общественном транспорте «зараженные иглы» втыкают. Такой бред, но люди – то верили.

- А та девушка, о которой ты говорил, вы общаетесь?

- Не тесно. Я знаю, что она собирается замуж, жених все знает. Ненависти к ней нет. Я искренне желаю, чтобы у нее все получилось. Она не плохой человек и, пусть не прямо, по–своему, но попыталась меня защитить.

Горы, спорт, семью и парочку детей, пожалуйста!

- Миш, как насчет личной жизни?

- Постоянной девушки у меня нет, но это никак не относится к моему «секрету». Наверное, я просто еще не встретил ту самую. Если же тебе интересно, были ли у меня половые партнеры, то да, были. Я практикую защищенный секс и предупреждаю потенциальную партнершу. Их было не много, но никто из них не инфицировался. Это еще раз подтверждает мои слова о том, что если подходить к вопросу секса с умом, и это не только ВИЧ касается, то все будет в порядке. Согласись, половым путем можно заразиться и другими ИППП, так что, парни, прекратите рассуждать о противогазах, может, это сейчас прозвучит слишком моралистично, но будьте верны своим женщинам. А когда я встречу ту, которую полюблю всем сердцем, то, естественно, расскажу ей обо всем. Возможно, не в лоб, изначально подготовлю, информирую… Я детей хочу и верю, что они у меня будут.

- Поменялась ли твоя жизнь после того, как ты узнал, что ВИЧ положителен?

- Поменялось сознание. Если раньше я просто прожигал жизнь – пьянки, наркотики, постоянные вечеринки, то услышав о новом для себя статусе решил все поменять. Конечно, не сразу, но что – то внутри «переключилось». Я понял, что если продолжу жить так, как раньше, то отмеренный мне путь значительно сократится. Не из – за ВИЧ. Согласись, алкоголь и наркотики никого здоровее не делают. Новость о том, что я ВИЧ - положителен, как бы это странно не прозвучало, стала для меня шансом начать новую жизнь. Теперь я не на постоянной основе, но периодически занимаюсь спортом, стараюсь начать свое дело, завязал с прежним кругом общения и, думаю, когда – нибудь начну помогать другим ВИЧ – положительным людям принять эту новость. Я увлекся альпинизмом, - сообщает Миша, улыбаясь моему удивленному взгляду. – Ты в шоке? А во мне, может, жизнь только кипеть начала. Планирую покорить пик. Какой – пока не скажу, но вот так вот. Ты слышала об Ирвине Джонсоне? (Четырехкратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, шестикратный чемпион Панамериканских игр, 47-кратный чемпион США, один из величайших прыгунов в воду, прим. Авт). Так вот, он, после того, как узнал, что ВИЧ – положителен, спорт не бросил и взял еще два золота олимпийских. Да, сейчас я не готов закричать о том, что живу с ВИЧ, но то, что я рассказываю об этом тебе, для меня уже шаг. Ты расскажешь другим со страниц газеты, а среди них, возможно, есть люди, которые сейчас сидят в депрессии после шокирующих известий. От этого не застрахован никто, профилактика -  это хорошо, но есть такое понятие, как «товарищ случай». Так вот, ребята, с этим можно жить и жить полноценно. Можно заниматься спортом, можно играть на гитаре, можно наслаждаться вкусным ужином и объятиями, можно родить здоровых детей и стать для них надежной опорой, можно кататься на лыжах и ходить в горы. Не жалейте себя, это – не приговор. Возможно, я сейчас скажу странную вещь, но порой ВИЧ – это новый старт.

Беседа с Михаилом на весьма неожиданной для меня ноте подошла к концу и, самое странное, к концу подошли предубеждения. Неожиданно появилось осознание того, что «чуму, бич и ужас» сделал не вирус, а сами люди. Инстинкт самосохранения, безусловно, никуда не деть, но загонять себя в узкие рамки стереотипов - значит лишать не ВИЧ–положительных людей, а в первую очередь себя полноценной жизни и душевного равновесия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру