Теолог назвал ряд причин, по которым действующая профилактика радикализации в тюрьмах Кыргызстана неэффективна

В Кыргызстане активно идет работа, направленная на противодействие насильственному экстремизму и радикализации в тюрьмах страны. Местные правоохранители и уполномоченные органы разрабатывают механизмы для решения этой проблемы, привлекая международных экспертов, однако количество осужденных за экстремизм и терроризм продолжает расти. В ходе международного круглого стола теолог Кадыр Маликов назвал причины пугающей тенденции.

Теолог назвал ряд причин, по которым действующая профилактика радикализации в тюрьмах Кыргызстана неэффективна

По словам директора независимого аналитического центра «Религия, право и политика», принимаемые для предотвращения распространения экстремизма меры, как то отдельное содержание заключенных по данным статьям, работа с ними религиозных представителей, без системного подхода и решения проблемы коррупции действенными не будут.

- У нас складывается картинка, что все хорошо, но так ли это? До сих пор нет целостного понимания как решать данную проблему - есть фрагменты, но нет системного подхода, а одни и те же вопросы поднимаются вот уже 15 лет: сращивание криминала в тюрьмах, сращивание криминала с радикальными террористическими идеологиями… Не секрет, что осужденные за экстремизм и терроризм могут руководить ячейками на воле через мобильные телефоны. Это вопрос коррупции, который необходимо решить и говорить об этом нужно открыто. Тюрьмы превращаются в центры вербовки и подготовки кадров. Сейчас идут разговоры, что отдельное содержание заключенных за экстремизм и терроризм может стать решением проблемы распространения радикальных идей, но собрав их всех вместе, мы просто создали вторую Гуантанамо. Разделили ли там тех, кто выступает последователем течений, не несущих особой угрозы и тех, кто осужден за принадлежность к запрещенной в России и ряде стран группировке ИГИЛ? Насколько идея отделить этих осужденных принесет плоды – вопрос времени, - отметил эксперт.

Заострил внимание собравшихся Маликов и на том, что с завершением боевых действий в Сирии процесс радикализации в стране не остановился.

- Дела в Сирии закончились, туда перестали уезжать люди из Кыргызстана, но хорошо ли это? Когда выезжали, они уходили из КР, а теперь все здесь. Процесс радикализации прекратился? Нет. Значит, ячейки начали создаваться в КР. Следующий вопрос – это тема профилактики и реабилитации экстремизма. Кто ее ведет? Мы не понимаем, что простые молдо, мула, имам не могут вести профилактику и реабилитацию среди заключенных по статьям экстремизм и терроризм, так как все осужденные по этим статьям принадлежат к политическому радикальному исламу. Наши молдо не знают, что такое политический ислам и не представляют, как соотносить это понятие с вопросами светскости и демократии. Никакой профилактики по факту нет: приходит молдо, говорит: «не убей, не укради», но осужденные тоже мусульмане, они не воруют, читают намаз… А что молдо еще сказать может? У нас нет серьезной теологической базы, нет кадров, в тюрьмах не введена должность имама, как единицы – он должен быть нейтральным, не в погонах. Мне кажется, что для реальной профилактики нужны годы. Она должна начинаться со школы… Что делать с людьми, которые освободились? Это ведь целая система! – завершил теолог, добавив, что падение авторитета духовенства, коррупция и отсутствие у людей критического мышления приводят именно к тому, с чем сегодня борется государство. Выходит, противопоставить идеям радикализма, которые обещают своим подвижникам построение «справедливого» государства, пока нечего.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру