Любители быстрой езды в Бишкеке – о дорогах, тюнинге и ГУОБДД

Мощные моторы, блестящие авто, азарт в глазах и руки, резко переключающие передачи, крики зрителей и десятки камер, направленных на тех, кто рискнул померяться силами на дороге – все это действо несколько раз в неделю проходит неподалеку от столицы.

Любители быстрой езды в Бишкеке – о дорогах, тюнинге и ГУОБДД

С наступлением теплого времени года и ночи начинается пора тех, для кого 100 км в час на спидометре – отметка минимальная. Выбирать стритрейсеры стараются участки малолюдные и за чертой города, однако и там стражи дорожного порядка зачастую не дают молодым людям «выпустить пар».

Как участники гонок выходят из ситуации? Сколько стоит подготовить авто к «выходу»? Что и кому хотят доказать молодые люди? На эти вопросы корреспонденту «МК-Азия» ответили те, кому природного адреналина в организме катастрофически не хватает.

Мчатся мальчишки и девчонки

Для того, чтобы понять азарт и эмоции, которые переживают молодые люди, нужно хоть раз в жизни оказаться на гонках, что мне и удалось сделать.

Ночь, фонари по трассе, тишина, а за небольшим поворотом – толпа. Непосвященным сложно догадаться, что десятки людей всех возрастов променяли теплую постель и сладкий сон на эмоции и запах жженной резины, заменив домашний уют «адреналиновым приключением». Желающих померяться силами немало – буквально каждые несколько минут под приободряющие крики зрителей стартует пара машин, а чуть поодаль небольшие компании обсуждают технические характеристики автомобилей. Контингент собравшихся удивляет – от вчерашних школьников до почтенных байке пенсионного возраста, которые также, как и юные «соратники» снимают действо на телефоны и улыбаются проходящим водителям. Стоит отметить, что визг тормозов и грозное «Врум!» на старте раздаются вдалеке от жилых домов – несмотря на достаточно громкие авто, парни стараются создавать минимум дискомфорта. «Не доставляли бы совсем, но ездить негде», – сетуют они на резонный вопрос о громких моторах. Трассу специальную построить обещали давно, однако вопрос с мертвой точки не сдвинулся, вот и приходится «выкручиваться». А выкручиваются гонщики, как выяснилось, уже больше 10 лет.

– Нелегальные гонки в нашей стране давно, начали появляться около 18 лет назад, одни из первых, если не ошибаюсь, были на территории старого аэропорта. Помню, ехали на мотоциклах и увидели, как две машины, «Мерседес» и «БМВ», между собой устроили заезд. Людям понравилось, стали собираться на старом аэропорте, «Байтике»… Со временем народу стало больше, гонки «вышли» на улицы, – рассказывает Айбек, гонщик со стажем.

– Что тогда, в первый раз, зацепило?

– Наверное, желание победить, быть первым, скорость… Все вместе.

– Сколько за это время машин поменял, какая первой была?

– Начиналось все с «БМВ», она во всем виновата! Была старенькая «Акула», потом взял другую «БМВ», потом еще одну, и еще… Расставаться с машинами изначально грустно, но авто, как правило, долго не задерживались. «Тройка» мне понравилась, на ней года 3 ездил.

– Ты их как-то модифицировал?

– В «Тройку» ставил 5 - литровый мотор, еле засунул его... По электрике мастеров нормальных у нас не нашел, плюнул на все это дело, заказал «Супру», на которой уже шестой год езжу.

– Почему авто такую рокировку проходят?

– «Супра» была машиной мечты. Я долго думал, какой автомобиль себе хочу, примерялся, и на гонках в Кызыл-Аскере как-то заприметил парня, который приехал на «Тойоте» Увидел, и все… Поставил цель, 4 года пришлось пахать, открыл свой бизнес…

– Благодаря мечте о конкретной машине ты открыл свое дело?

– Можно и так сказать. Если есть цель, я стараюсь ее добиться. Машина стимулирует – если нужна какая-то деталь, то начинаешь больше работать, чтобы желаемую запчасть приобрести. Мне кажется, что это не совсем нормально (смеется).

– Давай о машине… Сколько времени ушло на тюнинг, дорого ли оборудовать, что поменял?

– В машине поменяно много всего, начиная от мотора, заканчивая ходовкой и внешним видом. По стайлингу менялись колеса, обвес на свой вкус, чтобы приятно было… По тюнингу – поменяно почти все. Машина приехала в стоке (без изменений, заводской комплектации), там было всего 280 лошадей. На данный момент – около 500 – 600. Турбину поменял, блок управления двигателем, весь впуск и выпуск, систему охлаждения… Все перечислять долго, там список целый.

– Ради какой цели?

– Задачи были увеличить мощность авто, разгон, прибавить скорости.

– У нас в стране таких много?

– Тюнингу у нас подвергаются почти все авто – от малолитражек до автомобилей бизнес-класса.

– А таких, как у тебя? Тюнинг – дело дорогое?

– У нас их три, бюджет одной из них перевалил за 50 тысяч долларов. Расход по трассе 11 литров, во время гонок доходит до 40. Одна «покатушка» встает примерно в 1,5 тысячи сомов.

– Я подглядела, что кто-то водку в машину заливает… Зачем?

– Есть система водометанола, которая добавляет мощности двигателю. С помощью водки повышается октановое число топлива, то есть, заправляешься 98 бензином, а при добавлении «беленькой» происходит химия и это число увеличивается до показателей 100+, это уже от настройки зависит.

– Магия! Это в любую машину водку заливать можно?

– Она же не в бензобак заливается, там отдельный резервуар есть, система эта отнюдь не у всех автомобилей, конечно, не в каждую машину можно заливать. На водометаноле у нас сейчас всего 15 машин.

– Айбек, а как происходит сбор стритрейсеров? Это кто-то организовывает?

– Организатора нет, все происходит спонтанно. Раньше гонки проходили в выходные дни – молодежи деваться некуда и они, вместо того, чтобы сидеть по кабакам пиво пить, выезжали на улицы – тут интерес спортивный, азарт. Сейчас, когда ГУОБДД стали разгонять, выезжают в разные дни недели. Как узнают? Город у нас маленький: один предложил, другой услышал и передал остальным. Как-то вот так.

– Какие машины участвуют в заездах?

– Приехать можно на любой машине, главное найти соперника, с которым уровень и мощность примерно совпадают. Не обязательны одинаковые марки и объемы, просто каждый свое авто знает и может оценить его возможности. Водители более мощных и подготовленных машин и соперников выбирают под стать.

– Какие самые необычные заезды были на твоей памяти?

– Когда-то давно мой знакомый собрал «Москвича», причем собрал как иномарку… Эта машинка многих оставила позади себя.

– А было ли такое, что случайно проезжающие авто становились участниками заездов?

– Да, это не редкость. Оттуда все гонщики и появились: где-то увидели, понравилось, сели в свое авто и понеслось. Теперь они «больны» этим.

– Заезды чаще всего устраивают на 402 метра. Почему именно такой отрезок?

– Это пошло из Америки, они зародили гонки на четверть мили. Считается, что этой дистанции хватает, чтобы раскрыть потенциал автомобиля и показать, кто на что способен. Помимо 402 метров есть заезды на полмили, на милю…

– Проигравшие сильно расстраиваются?

– Многие боятся проиграть, я их не понимаю. Всегда первым не будешь, на каждого быстрого найдется тот, кто будет быстрее.

– Были ли аварии во время заездов?

– У тех, кто часто ездит не было и, надеюсь, не будет. На самом деле это безопаснее, чем тот же кок-бору. Сколько в этом году во время игры погибло? Официальный автоспорт, как бы это удивительно для многих не прозвучало, считается одним из безопасных видов спорта. Если машину подготовить хорошо, можно лететь на скорости более 200 километров в час и ничего с тобой не случится.

– Была ли ситуация на гонках, которая запомнилась тебе больше всего?

– Гонки – это всегда весело. Был случай, когда давали старт, одна машина поехала, как положено, вперед, а другая – назад. Пилот первую скорость включить забыл.

– Вопрос, который волнует многих горожан: у вас моторы громко ревут?

– Они ревут потому, что владельцы авто повышают мощность. Мы стараемся мешать меньшему количеству людей, выезжаем за пределы города, но в стране нет специально отведенных трасс, поэтому приходится гонять на дорогах общего пользования.

– А если бы трассу все-таки построили?

– Больше половины людей с дорог бы ушли. Но, даже если и построят место, где можно гонять, уличные гонки все равно будут. Так во всех странах, взять ту же Америку – там есть треки, где можно погонять, но… В иных странах авто, замеченное в уличных гонках изымают и отправляют на утилизацию, но и такие меры людей не останавливают. Однако, что касается наших водителей, процентов 80 ушли бы на специально отведенную трассу. Я бы ушел. Машины «строят», вкладывают в них большое количество денег не для того, чтобы кто-то со стороны посмотрел и восхитился, а себе что-то доказать, обогнать достойного соперника… и получить моральное удовлетворение.

– У нас в городе много авто и мото-клубов, зачем они создаются?

– Что такое клуб? Люди с одинаковыми интересами. Они собираются, общаются, обмениваются опытом… Хотя деятельность некоторых и мне не понятна. Я в клубах не состою.

– Известно, что на спортивные авто могут обратить внимание не только зеваки на улице, но и люди искусства…

– Да, такое имеет место быть. Наши авто в кино сняться успели - киношники стараются сделать что-то современное. Несколько лет назад снимали фильм, где по сценарию нужен был выделяющийся из толпы автомобиль, моя машина их устроила, погоняли на камеру.

– Не было ли желания поучаствовать в легальных гонках за границей?

– Это мечта, наверное, каждого нашего гонщика. Конечно, там бы о победе речи не было, у нас не тот уровень, но сам факт… У меня есть друг, которого звали участвовать в ралли Париж – Дакар. Предоставляли технику, проживание, с него только участие. А так в КР есть люди, которые участвуют в официальных соревнованиях в Казахстане. Человек 20 – 30 есть.

– Какие там вообще соревнования проводят?

– Драг-рейсинг, тайм-атак (кольцевые гонки на лучшее время), дрифт, джип-спринт, картинг, мотогонки, ралли… У них есть, где тренироваться, а мы без полноценных тренировок порой призовые места берем. Если бы в нашей стране выделили место для оттачивания мастерства, показывали бы лучшие результаты.

Долго ли готовиться к таким соревнованиям?

– Главное машину подготовить, а она готовится всегда: что-то улучшается, модернизируется… Многие наши пилоты в гаражах живут.

– Это лечится?

– Только временем, возрастом…

– По поводу возраста… В уличных гонках только молодежь участвует?

– Нет, есть и под 50 товарищи… Это только кажется, что гонки для молодежи, на самом деле это не так. Если взять заграницу, на которую мы во многом равняемся, то в Европе гонщики от 30 – 35 лет только начинают в заездах участвовать – именно в этом возрасте, как правило, у людей появляются деньги.

– Айбек, у нас сравнительно недавно тоже начали проводить автомероприятия?

– В КР, в отличие от наших казахстанских соседей, они проходят очень редко, там они чуть ли не несколько раз в месяц. У нас сейчас только дрифт и джип-спринт остались… Ралли раз в год проходит. Официальные соревнования организовать стоит не дешево, но и наши стали стараться. Вот на эти соревнования приезжают гости из Казахстана.

– Адреналин – это, наверное, здорово, но в стране очень много ДТП. Каких ошибок стоит избегать любителям быстрой езды?

– Бьются не те, кто выезжает ради спортивного интереса. Бьются и водители маршруток, и таксисты. Гонщиков у нас разбилось намного меньше, чем бусистов. Тем, кто хочет сразу мощную машину, посоветую лучше построить ее самому и начинать с малого, так как с непривычки на мощном авто буквально за неделю можно улететь в кювет. Машиной надо уметь управлять, чувствовать, как она поведет себя в тот или иной момент. Был случай, когда парнишка купил довольно неслабый автомобиль, а через неделю улетел в овраг. Если же взять простое авто и со временем его модифицировать, добавляя «лошадей», то вероятность ДТП уменьшится в разы.

– Чего ты сейчас хочешь от машины?

– Больше мощности. А потом еще, еще, и еще!

Уважение и ГУОБДД

О необходимости построить отдельную трассу высказались и другие участники ночного шоу, моторы которых вызывают не меньше споров в обществе – мотоциклисты. Так, владельцы спорт байков, которыми восхищаются на открытии байк-сезонов, в диалоге извинились за неудобства перед бишкекчанами, но признались, что со скоростью завязывать не планируют.

– Я на мотоцикле с детства, отец водил «Урал» и «Яву», а я подрос и взял себе литровую «Ямаху». Мотоцикл мощный и ехать на нем 40 километров в час – утопия. Да, громко, но отдельной трассы я не наблюдаю, а многие мои знакомые и заплатить за пользование хорошей дорогой были бы не против. Мотоциклы и пробок не создают, и ездим мы очень внимательно – водители про «мертвую зону» не всегда помнят, и в зеркала боковые заглядывают редко. Сейчас все больше молодежи хочет взять себе двухколесный транспорт, а где ездить? Только по ровным трассам, вот и приходится выезжать ночью и немного шуметь. Несколько лет назад, насколько я помню, шел диалог о строительстве дороги, но воз и ныне там. Люди нас ругают, но гудят ночами как правило те, кто взял байк недавно. Все мои знакомые, как и я, по городу стараемся ехать тихо и свободу мотору даем лишь за городской чертой. В городе и сотрудников ГУОБДД полно, зачем зря их нервировать? Догнать не догонят, но не так давно был случай, когда погоня стоила парню жизни, а пассажирке – здоровья. Давайте уважать друг друга, в конце концов! Если уж не запрещены в нашей стране мотоциклы, то нужно создать минимальные условия для них. Это я, пользуясь случаем, к властям обращаюсь. Очень многие ребята вам «спасибо» скажут! – поделился  мотоциклист Владимир.

– Да не только байкеров ругают! – вступает в разговор водитель «БМВ» Олег (имя изменено, – Авт.) – Не дать выспаться маленьким детям громкими «тарахтелками» могут и совсем не мощные авто, которые до сотни с трудом разгоняются. У тех, кто выезжает на гонки, цель стоит показать мощь автомобиля и понять, что нужно исправить для того, чтобы он стал еще мощнее. Я, в отличие от многих наших гонщиков, не «кучкуюсь», то есть в тусовке не состою, но порой приезжаю и даю возможность надпочечникам лучше выполнить свою функцию (гормон адреналин вырабатывают надпочечники, прим. Авт). Это жажда первенства, присущая каждому человеку, мужчинам особенно. Что оно мне даст? Чувство морального удовлетворения, каждый расслабляется по-своему, я стресс на дороге оставляю. В городской черте стараюсь не шуметь, понимаю, что тем самым вызову недовольство жителей, но за городом, вдалеке от населенных пунктов… Нашему правительству, по-хорошему, стоит выполнить данное обещание по строительству трассы для гонок, этим убьют сразу двух зайцев – дадут старт безопасному развитию авто и мотоспорта и избавят жителей от неприятных уху звуковых эффектов, - завершил гонщик.

Проблема решается

Несмотря на адреналин и прилив эмоций, которые были получены на гонках, не согласиться с претензиями горожан будет не честно: звуки моторов и визг колес и впрямь не всем по душе. Однако после созерцания горящих глаз парней, которые вкладывают в авто силы, время, средства и душу, складывается резонный вопрос: а как же в других странах дела обстоят? Не один водитель с ночной трассы говорил о Казахстане, где к мнению молодежи прислушались. Как выяснилось, там не только частенько соревнования проводят - соседи трассу гоночную построили – расположена она в 76 километрах от Алма-Аты, протяженность – 4, 5 километра. Таким образом, пару лет назад старт развитию казахстанского авто и мотоспорта был положен официально.

Место «для погонять» есть и в Узбекистане – на знаменитом Пскентском автомобильном полигоне нередко устраивают авто-шоу. Гонщикам предоставили возможность соревноваться в Туркменистане и на Украине, в России и Белоруссии, однако у нас по-прежнему грозят пальчиком – негоже, парни, гонять. Проблему, которая появилась 18 лет назад и уходить с улиц не собирается, можно решить, только прислушавшись к сотням автолюбителей, в противном случае количество ДТП и недовольство шумом будут расти, а погони сотрудников ГУОБДД, по идее, запрещенные, лишь добавлять горя и слез матерям.

В пресс - службе ГУОБДД редакции «МК-Азия» пообещали подготовить развернутый ответ на тему нелегальных гонок и профилактике по нарушениям скоростного режима. Ответ ведомства будет опубликован в ближайших номерах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Мама, это ночные гонки…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру