Присоединиться к акции мог любой неравнодушный горожанин, на точке сбора в одном из столичных кафе выстроилась очередь – желающих лично поздравить и поблагодарить ветеранов и тружеников тыла оказалось немало. Организаторы выдавали маршрутные листы с адресами и контактными данными, а также праздничные наборы, сформированные из наиболее ходовых продуктов – колбаса, масло сливочное и растительное, консервы, фрукты и разные сладости. Зачастую на свою пенсию пожилые люди не могут этого купить.
– Сегодня благодаря волонтерам и гражданам, которые захотели принять участие, поздравили 284 участника войны. К сожалению, в ходе поездок выяснилось, что несколько человек мы потеряли. Фронтовиков уже осталось не более ста, в основном составе – труженики тыла, блокадники, сейчас прибавились узники концлагерей и вдовы ветеранов. Фонд продолжает оказывать повседневную помощь. День прошел на одном дыхании, люди возвращаются с отличным настроением, счастливые, у всех столько эмоций, – рассказала «МК-Азия» Зинаида АЛИКУЛОВА, координатор и волонтер ОФ «Ветераны 365».
Люди превратились в камни
Вооружившись подарками, мы отправились в гости к Анне Алексеевне КУТАНОВОЙ, пережившей блокаду Ленинграда. Женщина встретила нас тепло и за чашкой чая с творожным пирогом рассказала о самых тяжелых страницах своей жизни.
Анна Алексеевна не стесняется своего возраста, в свои 88 лет она бодрая и активная. А ведь когда началась война, она была еще ребенком, 11-летней девочкой, семья которой жила в Ленинграде.
– В начале блокады германская авиация подожгла Бадаевские склады, где хранились продовольственные запасы. В городе ввели карточную систему: детям выдавали 125 граммов хлеба в сутки, мама, как работающая, получала 250 граммов. Не было ни света, ни отопления, не работала канализация. Жили мы вчетвером – папа, мама, сестра и я, обходились маленькой буржуйкой. Конечно, самое страшное – это голод, люди ели все, что придется – и собак, и кошек. У папы был столярный клей, который мы как холодец съели, из кожаных ремней варили суп, – начала свой рассказ о военной поре Анна Алексеевна. – Я была активной девочкой, собирала всех сверстников со двора и управхоз каждый день давала нам задания – мы чистили подвалы и чердаки от хлама, потому что захватчики сбрасывали зажигательные бомбы и мог начаться пожар. Заносили большие бочки, заливали их водой, в ящики насыпали песок и дежурили на крышах. В 12 лет я уже могла обезвредить зажигательную бомбу, нас этому обучили. Мы брали бомбу специальными щипцами, спускались на чердак и бросали ее в воду или песок. Обстрелы длились по пять, а то и по восемь часов, притом и ночью, и днем. Стоял ужасный гул от немецких самолетов, казалось, что земля уходит из-под ног. У детей нашего поколения почти не было ни детства, ни юности, лишь война, страх.
Блокада унесла жизни более тридцати родственников Анны Алексеевны, в 1942 году умер и отец. Он служил в рядах местной противовоздушной обороны, так как по состоянию здоровья не попал в армию. Еду, которую выдавали на службе, глава семейства всегда старался отдавать детям.
– Когда отец не вернулся домой, мы пошли на работу и узнали, что случилось. Дружинники уже увезли его на кладбище. Знаете, когда блокадники выходили на улицу, они могли просто упасть и умереть. На дороге лежало много трупов, дружинники увозили их на Пискаревское кладбище. Все это ужасно и тяжело, однако народ был настроен патриотически и не хотел сдавать Ленинград. Мы были подростками, но старались делать все, даже не знаю, откуда силы брались. Я работала связисткой, сидела у телефона, принимала донесения, бежала во время тревоги, чтобы доставить информацию в штаб. Сложное было время, но все делали молча. Мы превратились как будто в камни, не стало особых чувств, они совершенно притупились. Папа умер, а мы слезинки даже не проронили, и это не только в нашей семье, так было у всех. Сегодня я сидела на концерте на площади Победы, смотрела, как дети танцевали, пели, и у меня слезы на глаза навернулись. Вспомнила, как много детей погибло из нашего поколения. Ленинградцы любили свой город, защищали и умирали, но не дали ни сломить его, ни захватить. Это удивительный героический поступок, – рассказывает блокадница.
В 13 лет Анна Алексеевна одна из немногих получила медаль «За оборону Ленинграда». Ее обладатели считаются участниками Великой Отечественной войны.
Глоток воздуха
Анна Алексеевна вспоминает, что несмотря на неимоверные тяготы того времени, в Ленинграде продолжали работать театр музыкальной комедии и филармония, где в августе 1942 года прозвучала знаменитая Седьмая симфония советского композитора Дмитрия Шостаковича. Тогда 12-летней девочке, в столь юном возрасте полюбившей театр, посчастливилось попасть на премьеру.
– Из 79 музыкантов оркестра осталось всего 15 человек, но и они были истощены и с трудом могли поднять свой музыкальный инструмент. Поэтому на прилегающих фронтах срочно нашли музыкантов, концерт состоялся. По городу расклеили множество афиш, одну из таких увидела я и решила пойти. Особо наряжаться было не во что, у сестры взяла туфли на высоком каблуке, она на пять лет старше меня, надела ее длинное пальто и шляпу, чтобы не заметили, что я маленькая и пропустили. Так я и прошла. В зале было холодно, но по приказу правительства зажгли хрустальные люстры, хотя электричество уже давно не включали. Народу было много, некоторые оделись более или менее празднично, другие просто укутались в одеяла, – вспоминает она.
Кстати, в день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие, что город практически мертв.
После войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали дирежера Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 г мы поняли, что проиграем войну».
После войны девочка окончила школу и поступила в финансово-экономический институт имени Вознесенского на педагогический факультет, где познакомилась с парнем из Кыргызстана Асанбеком Кутановым. Позже они поженились и Асанбек забрал возлюбленную в свои родные края. В Кыргызстане Анна Алексеевна долгие годы преподавала банковское дело в Бишкекском финансово-экономическом техникуме. Сегодня она председатель Кыргызского общества блокадников Ленинграда, которое, кстати, появилось в 1994 году благодаря ее непосредственному участию.
Прощаясь, Анна Алексеевна выразила надежду, что нынешнее поколение будет помнить о страшных страницах прошлого и постарается сохранить мир, за который сражались и погибали герои войны.