Проект, начавшийся как глобальная программа экономического сотрудничества и инфраструктурного развития, превратился в стратегический инструмент, с помощью которого Китай укрепляет свое влияние в странах Азии, Африки и Европы. Однако, как показывает недавний опыт Италии и других стран, вопросы касательно реальных последствий этого амбициозного плана для принимающих государств становятся все более актуальными.
В 2018 году Италия подписала соглашение об участии в BRI, что стало знаковым событием для Китая. Это было первым случаем, когда западная демократия официально поддержала инициативу, разработанную для расширения китайского экономического и политического влияния. Однако к январю 2024 года Италия решила выйти из этого проекта, осознав, что обещанные выгоды не оправдались. Итальянский премьер-министр объявил о выходе из инициативы за три месяца до истечения срока договора, что стало тревожным сигналом для других участников BRI.
Греция, которая также подписала соглашение с Китаем в рамках «Один пояс, один путь», на данный момент остается частью проекта. Для Китая Греция — стратегически важная страна на перекрестке морских и сухопутных путей. В 2016 году Китайский государственный холдинг COSCO приобрел контрольный пакет акций порта Пирей, что позволило Китаю получить доступ к важнейшей точке на пути в Европу. Однако, как и в случае с Италией, остается вопрос: оправдывает ли этот союз ожидания Афин?
С момента запуска инициативы в 2013 году Китай подписал соглашения с 149 странами. В рамках BRI он вкладывает миллиарды долларов в инфраструктурные проекты — от дорог и портов до энергетических объектов. Первоначально проект воспринимался как экономическая стратегия для поддержания развития стран с низким уровнем инфраструктуры. Однако на практике китайские инвестиции часто приводят к долговой зависимости принимающих стран, что ставит их в уязвимое положение.
Многие государства, подписавшие соглашения с Китаем, уже страдали от коррупции и слабых институтов, но китайское участие нередко только усугубляло эти проблемы. Исследования показывают, что долговое финансирование BRI препятствует развитию демократии и укрепляет авторитарные режимы. Например, Пакистан, важный партнер Китая, оказался под угрозой экономической катастрофы из-за долговых обязательств. Страна, активно участвующая в Китайско-пакистанском экономическом коридоре, утратила позиции на международной арене и перешла в категорию «авторитарных режимов».
Греция, Италия и другие страны, участвующие в инициативе, сталкиваются с растущей критикой. Вопрос о том, насколько китайское влияние в рамках BRI отвечает интересам суверенитета и демократических ценностей, становится ключевым. Для Греции, как и для других стран, важно оценить, приносит ли BRI реальные экономические выгоды или же является инструментом для распространения китайского контроля.
Китай, со своей стороны, использует инициативу «Один пояс, один путь» для укрепления своей роли в мировой экономике и расширения политического влияния. Однако негативные последствия для суверенитета стран-участниц вызывают беспокойство. Пекин демонстрирует готовность использовать экономические инструменты для достижения геополитических целей, и это вызывает опасения у западных демократий и международных организаций.
Проект BRI становится не просто экономическим планом, а многомерной стратегией, которая меняет баланс сил в глобальной политике. Мировое сообщество должно быть готово к долгосрочным последствиям этой инициативы для демократии, прав человека и международных стандартов.