В Кыргызстане пытаются принять свой закон об иноагентах

Страны западного мира призывают отозвать законопроект, угрожая тем, что ограничат или  вовсе прекратят финансирование Кыргызстана.

В Кыргызстане пытаются принять свой закон об иноагентах

Законопроект «О некоммерческих организациях» в первом чтении получил поддержку в виде 52 депутатских голосов «за» из числа 72 присутствовавших депутатов. Семеро проголосовали против, остальные не принимали участия в голосовании.

Документ, который разработала инициативная группа во главе с Надирой Нарматовой, вносит поправки в работу тысяч мелких и крупных НКО по всей республике. Поправки маркируют организации с иностранными дотациями, задействованные в том числе «в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики». Они будут называться по типу деятельности либо «иностранной НКО», либо «некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя», и станут достаточно прозрачны – у Минюста появится право по проведению внезапных проверок помещений, проверке деятельности и изъятию документации подобных организаций. Без регистрации в новом качестве НКО государство сможет его закрыть или приостановить его работу на некоторое время.

Будет запрещаться также и создание НКО, которые могут «побуждать граждан к отказу от выполнения своих гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий». За создание такой организации, участие в ней или поддержку ее деятельности предлагается уголовная ответственность, максимальное наказание будет в виде десяти лет лишения свободы.

За всю историю независимого Кыргызстана этот законопроект стал практически самым обсуждаемым на мировом уровне. Официальный Бишкек столкнулся с предупреждением от ООН – в случае, если законопроект примут, то проекты могут быть свернуты или и вовсе закрыты. Призвали отказаться от него и на уровне ОБСЕ, ЕС и Венецианской комиссии, выступил с таким же требованием в адрес Кыргызстана и ряд международных правозащитных организаций. Наконец, обратились в кыргызский парламент и более пятидесяти российских иноагентов, посоветовав Кыргызстану отказаться от практики, применяемой в их родной стране. В России пристальное внимание деятельности организаций, активистов и объединений с иностранным финансированием уделяют с 2012 года. Но практика не новая: она уже много лет существует в США, позже ее взяли в том или ином виде на вооружение в Китае, Венгрии, Израиле, Австралии. И, отметим, свои законы по защите суверенитета от внешнего воздействия на Западе не считают антидемократичными.

По мнению эксперта по безопасности, главы общественного объединения «Нарын Патриот» Динмухамеда Алмамбетова, закон, который будет контролировать НКО, для Кыргызстана является необходимым.

«Законы об НКО в Кыргызстане принимали в девяностые годы, когда наша страна только стала независимой. Производства встали, работать было негде, и вместе с обещаниями победить бедность и помочь развитию в Кыргызстан пришли люди, охваченные потоками американских денег по линии Фонда Сороса (признан в России нежелательной организацией), ЮСАИД (прекратило в России работу после заявлений России о том, что со стороны организации были попытки «влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества», а характер деятельности в России Агентства США по международному развитию «не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества») и тому подобных организаций из-за рубежа, которым давали деньги на разрушение, и они разрушали.

Под благими предлогами начали форматировать кыргызстанцев, внушать им свою идеологию, свое видение мира, учить их, как правильно, а как неправильно думать, переписывать историю. Десятки миллионов долларов сюда вложили, под предлогом того, что помогают бороться с бедностью, но за эти годы мы так и не стали развитой страной. Куда на самом деле и для чего эти деньги сюда попали, мы не знаем, но видим, что бедность есть, а единства и согласия в стране теперь нет. Сейчас таких неправительственных организаций, куда идут деньги из зарубежных стран, тысячи, и не всегда понятно, куда и на что эти деньги идут. Нужна прозрачность и перед государством, и перед народом.

Есть и журналисты, и СМИ, которые получают такое иностранное финансирование, гранты, участвуют в проектах. Они потом резко становятся активны в интернете и продвигают в своих материалах дезинформацию или слухи, или определенные идеи раскола общества, выдают их за свою позицию, создают внутренние разногласия в стране. За это тоже должна быть ответственность», – сказал он, комментируя законопроект «МК-Азия».

Стоит отметить, что на постсоветском пространстве практики обнародования гражданских активистов, блогеров, лидеров мнений или неправительственных организаций, получающих иностранное финансирование, намеревается применять и Казахстан. Уже пять лет НПО и НКО с такими денежными поступлениями сдают отчеты по особым правилам. Но с начала 2023 года в этой республике начало действовать и публичное декларирование доходов для организаций и для частных лиц с таким финансированием. Его делает налоговый орган для «повышения уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям».

В конце сентября Министерство финансов Казахстана впервые обнародовало «Реестр лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, подлежащих опубликованию». Там оказалось более двухсот филиалов иностранных организаций, редакций СМИ, журналистов, блогеров, и даже Федерация профсоюзов Казахстана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру