Инициатива Китая в Бангладеш: дипломатия долговых ловушек и геополитических последствий

Китай наращивает свое взаимодействие с Бангладеш, особенно в последнее десятилетие, поскольку он пытается добиться успеха в реализации своей флагманской программы – инициативы "Пояс и путь" (BRI).

В его гегемонистском и экспансионистском замысле в Азии и за ее пределами BRI является ключевым инструментом, а такие страны, как Бангладеш, являются пешками в его игре за статус Великой державы. Китай подписал меморандум о взаимопонимании (MoU) с Бангладеш в 2016 году с обещанием помочь Бангладеш превратиться в развитую страну к 2041 году с помощью таких мер, как борьба с бедностью, энергетическая независимость и устойчивый экономический рост.

Поскольку Бангладеш нуждалась в помощи и финансировании, а западные доноры, такие как США, Великобритания и Франция, не вмешивались из-за своих опасений по поводу нарушений прав человека, отступления от демократических процессов, коррупции и слабых институтов, Китай нашел возможность в этом вакууме заманить Бангладеш в ловушку своего BRI, и эффективно в рамках своего плана по борьбе с долгами, который Китай применил в других странах, включая Шри-Ланку, Пакистан и несколько африканских стран. Сегодня насчитывается более 240 китайских компаний, доминирующих во всех важнейших секторах экономики Бангладеш, включая энергетику, транспорт, цифровизацию, железные дороги, производство энергии и возобновляемые источники энергии.

Только в период с 2016 по 2022 год Китай инвестировал в Бангладеш более 26 миллиардов долларов США, став крупнейшим поставщиком прямых иностранных инвестиций в Бангладеш. Только в 2023 году Китай уже инвестировал в Бангладеш 800 миллионов долларов США в такие отрасли, как плазменный центр, швейная промышленность и обрабатывающая промышленность. Начали возникать опасения относительно намерений Китая. В августе 2022 года министр финансов Бангладеш Мустафа Камаль предупредил мир о необходимости опасаться долговой ловушки Китая с помощью BRI investments. Экономика Бангладеш сама по себе наводнена китайскими инвестициями.

Например, Китай построил более 21 моста и 11 автомагистралей, семь железнодорожных линий и 27 энергетических проектов. Китайские компании также приобрели три газовых месторождения в Бангладеш, на которые приходится более 50% общего объема газа в Бангладеш. Китайские фондовые биржи (как Шанхайская, так и Шэньчжэньская) приобрели 25-процентную долю в Даккской фондовой бирже.

Влияние Китая на Бангладеш усилилось благодаря его инвестициям. Бангладеш необходимо понять китайскую методику дипломатии "долговой ловушки". Случаи в Шри-Ланке, Пакистане и нескольких африканских странах свидетельствуют о надвигающемся риске. Экономическое и финансовое положение Шри-Ланки в настоящее время очень шаткое. Экономика Шри-Ланки переживает высокий уровень инфляции, нехватку товаров первой необходимости, включая топливо и медикаменты, а также истощенный валютный резерв, которого недостаточно для покрытия импорта даже на несколько недель.

Нельзя упускать из виду китайский фактор ухудшения экономического и финансового положения Шри-Ланки. В период с 2005 по 2015 год Китай стал ведущим источником прямых иностранных инвестиций и помощи в целях развития для Шри-Ланки. Китай увидел возможность в инвестировании в многочисленные мегаинфраструктурные проекты в Шри-Ланке, чтобы получить стратегическое преимущество в регионе Индийского океана и противостоять влиянию Индии в регионе Южной Азии. С другой стороны, Шри-Ланка с готовностью обратилась за помощью к Китаю, учитывая быструю выдачу кредитов, а также безразличие к ситуации с правами человека в Шри-Ланке и внутренним проблемам.

Несмотря на многочисленные предупреждения экспертов о китайской стратегии нарезки салями, которая направлена на то, чтобы заманить страны в долговую ловушку, одновременно защищая территориальные права, примеры из реальной жизни иллюстрируют ее эффективность. Например, Шри-Ланка оказалась в затруднительном положении, когда ей пришлось сдать свой порт Хамбантота в аренду Китаю на 99 лет. Это было связано с его неспособностью погасить значительный долг в размере 1,4 миллиарда долларов перед Пекином, который финансировал строительство порта. К сожалению, Шри-Ланка не только согласилась с этим соглашением, но и призвала Китай инвестировать в несколько проектов, которые оказались нежизнеспособными.

Китай воспользовался экономической уязвимостью Шри-Ланки, лазейками и коррупционной практикой для своих политических и экономических расчетов. Когда долги Шри-Ланки стали непосильными из-за ее экономического спада, Китай переложил вину на Шри-Ланку за истощение ее валютных резервов и долгосрочное неэффективное управление экономикой в связи с неприемлемыми проектными предложениями и заимствованиями. Аналогичным образом, Китай эффективно колонизирует Пакистан с помощью своей дипломатии долговых ловушек.

Международный валютный фонд в своем отчете за 2022 год поднял красный флаг в отношении Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC). В нем говорилось, что в 2022 году условные обязательства представляют значительный риск для приемлемости уровня задолженности Пакистана, поскольку более 30 процентов от общего объема внешнего долга Пакистана приходится на Китай. Последний экономический обзор Пакистана за 2021-22 годы дает представление о том, насколько сильно Пакистан задолжал Китаю. Китай является крупнейшим двусторонним кредитором Пакистана с объемом займов более 14,5 миллиардов долларов США. Однако это не отражает истинных масштабов китайского кредитования Пакистана. Например, кредитование осуществлялось по различным другим категориям, таким как Государственное управление Китая и управление иностранной валюты (SAFE), которое предоставило Пакистану кредит на сумму более 7 миллиардов долларов США.

Более того, значительная часть китайского кредитования приходится на CPEC, что подчеркивает стратегическую цель кредитования. Такой проект занимает центральное место в видении Китая о построении китайско-ориентированного мира путем создания инфраструктурных проектов и вовлечения этих стран в свою политическую орбиту. Все это хорошо подходит для китайской уловки по нарезке пакистанской территории салями. Китайский проект BRI находит лучшего принимающего в Африке, причем все африканские страны, за исключением нескольких, вовлечены во флагманский проект Китая.

Примечательно, что в ряде африканских стран Китай участвует не только в крупномасштабных инфраструктурных, промышленных проектах и проектах подключения, но и в проектах по обеспечению мира и безопасности. Он заманивает африканские страны в сферу своей инициативы BRI, представляя привлекательный шаблон, который обещает высокую норму прибыли при отсутствии предварительных условий, связанных с типом политического режима или характером их управления. Его также не волнует захват элиты или поиск ренты в этих странах.

Китай по-прежнему сосредоточен на расширении сферы своего собственного влияния в формирующейся "Большой игре" в условиях турбулентного геополитического глобального порядка. Китай хорошо известен своей политикой "следования за торговым флагом" в Юго-Восточной Азии и более широком Индо-Тихоокеанском регионе. Его инициатива "Пояс и путь" (BRI) имеет значительное влияние в Бангладеш, вызывая опасения по поводу дипломатии долговых ловушек и территориальных посягательств. Стратегические инвестиции Китая в ключевые секторы, аналогичные его подходу в Шри-Ланке и Пакистане, подчеркивают необходимость бдительности.

Растущая зависимость от китайского финансирования, очевидная в экономической запутанности Бангладеш, требует разумного понимания стратегий Китая. Затруднительное положение Шри-Ланки служит примером того, как экономическая уязвимость может привести к долгосрочным последствиям, а участие Пакистана в Китайско-пакистанском экономическом коридоре (CPEC) является еще одной поучительной историей. Экспансионистское поведение Китая в сочетании с интеграцией Африки в BRI подчеркивает настоятельную необходимость для стран защитить свой суверенитет от просчитанных маневров Китая в рамках быстро меняющегося глобального порядка. Следовательно, Бангладеш должна мудро избегать превращения в пешку в грандиозной геополитической стратегии Китая по защите своего суверенитета и интересов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру