Саммит БРИКС: Больше внутренней сплоченности и поступательного импульса

Долгожданный XV саммит БРИКС в Йоханнесбурге, первый очный после пандемии COVID-19, проходивший в условиях очень поляризованного мира, продемонстрировал большую внутреннюю сплоченность, чем ожидалось, учитывая дефицит доверия между Нью-Дели и Пекином.

Саммит БРИКС: Больше внутренней сплоченности и поступательного импульса

Несмотря на разногласия по поводу расширения, Индия и Китай продемонстрировали готовность укреплять глобальную систему управления БРИКС как справедливый форум для торговой и регулятивной политики. Пять стран БРИКС также объявили о полном приеме шести новых стран – Аргентины, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии, Египта и ОАЭ.

На саммите присутствовали около 50 других глав государств и правительств, что подчеркнуло привлекательность БРИКС, которая по своей сути отражает стремление развивающихся стран к большей роли в мировой финансовой системе. В то время, когда мир ищет ответы, Йоханнесбургская декларация XV БРИКС, безусловно, создает впечатление поступательного движения вперед, с озабоченностью по поводу “использования односторонних принудительных мер”, выраженной в самом начале, призывает к “большему представительству стран с формирующимся рынком и развивающихся стран (EMDCS) в международных организациях”. и “особый и дифференцированный режим для развивающихся стран в ВТО”.

Указывая на растущие процентные ставки, которые усугубили долговую уязвимость многих стран, и требуя “надлежащего решения международной долговой проблемы”, страны БРИКС продемонстрировали единство целей. Располагая валютными резервами на сумму более 4 трлн долларов и 21% мирового населения, страны БРИКС охватывают значительную часть мировой экономики. Однако весь потенциал экономик стран БРИКС еще далек от реализации. Члены БРИКС понимают это, и поэтому Йоханнесбургская декларация призывает к “разблокированию” сотрудничества внутри БРИКС, которое оно пытается развернуть посредством диалога по платежным инструментам между формирующимися рынками и развивающимися странами (EMDCS).

Новый банк развития (NMD или Банк БРИКС), пожалуй, является наиболее конкретным успехом группы с хорошо продуманной системой управления. Если сравнить совокупные выплаты Банка БРИКС в размере 14,6 миллиарда долларов к концу 2021 года с 60 миллиардами долларов, выделенными Всемирным банком в 2021 году, то программы кредитования НБР незначительны. Тем не менее, центральные банки стран БРИКС, похоже, готовы отказаться от консерватизма, который сдерживал кредитный потенциал стран БРИКС. НБР начал расширять свое членство в сентябре 2021 года, приняв Бангладеш, ОАЭ и Уругвай; впоследствии Египет был принят в качестве нового члена. Включение Саудовской Аравии в качестве девятого члена укрепило бы возможности финансирования БРИКС, представляя собой еще одного акционера с большими карманами, поскольку НБР оценивает свою способность мобилизовывать средства.

НБР находится на пороге появления в качестве альтернативы, поскольку Запад продолжает сохранять свой традиционный контроль над Всемирным банком. Но для того, чтобы внести достойный вклад в глобальные дела, банку БРИКС придется стать более прозрачным и продвигаться вперед с преобразовательными идеями. НБР мог бы дополнить свою деятельность сотрудничеством с базирующимся в Пекине Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Созданные почти одновременно в 2014 году структура капитала, управление и операции обоих этих новых многосторонних банков развития (МБР) оказались эффективными в решении проблемы дефицита инвестиций в инфраструктуру в развивающихся странах.

На своем VII саммите в Уфе страны БРИКС недвусмысленно заявили: “Мы приветствуем предложение НБР о тесном сотрудничестве с существующими и новыми механизмами финансирования, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций”. Исходя из этого, НБР и АБИИ должны активно участвовать в совместном финансировании проектов с институтами развития, а также коммерческими банками. банки. Всемирный банк медленно переориентирует свою миссию в эпоху изменения климата. Бриджтаунская инициатива 2022 года предложила миссии Всемирного банка реформы с призывом к богатым странам предоставлять валютные гарантии на сумму 100 миллиардов долларов в год странам с низким уровнем дохода для усилий по декарбонизации. Но с учетом того, что Всемирному банку еще предстоит провести эту трансформационную реформу, позиция БРИКС о том, что искоренение бедности и изменение климата не являются исключительными факторами, более привлекательна для развивающихся стран.

Глобальное потепление может ввергнуть в нищету еще 132 миллиона человек. По одной из оценок, странам с развитой экономикой, за исключением Китая, потребуется общий объем ежегодных инвестиций в размере 1 трлн долларов к 2025 году и 2,4 трлн долларов к 2030 году, поэтому "зеленое финансирование" (GFN) стало главным приоритетом для экономик БРИКС. Поскольку эти страны также являются крупнейшими источниками выбросов CO2, требуются активные инициативы по GFN. НБР начал с использования "зеленых облигаций" (ценных бумаг с фиксированным доходом, которые используются для финансирования экологических проектов), чтобы обеспечить устойчивую поддержку природоохранной деятельности. Учитывая эти изменения, новые МБР могли бы увеличить объем своих операций в несколько раз, уделяя особое внимание глобальному многостороннему климатическому финансированию, приблизив суммы выплат к объему финансирования инфраструктуры, предоставляемого крупными традиционными банками.

Есть опасения, что БРИКС - это разрозненная группа. У Индии есть опасения, что китайский подход к финансированию развития определяется сложными экономическими и политическими интересами. Но для того, чтобы оставаться актуальным в контексте многостороннего финансирования развития, он должен признать, что, поскольку Китай играет заметную роль как в НБР, так и в АБИИ, синергия в сфере глобального финансового управления через механизм БРИКС может быть наилучшим путем продвижения вперед. Похоже, что между премьер-министром Индии Нарендрой Моди и президентом Китая Си Цзиньпином на полях саммита в Йоханнесбурге состоялся укрепляющийся диалог в этом направлении.

Учитывая расширенный членский состав и соответствующий портфель, БРИКС следует рассмотреть вопрос о создании постоянного секретариата, которого у него на данный момент нет. Йоханнесбургская декларация, которая заканчивается заявлением “Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка выражают свою полную поддержку России в связи с ее председательством в БРИКС в 2024 году и проведением XVI саммита БРИКС в городе Казань, Россия”, как нельзя лучше подчеркивает эту поддержку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру