Протесты, возглавляемые Мауланой Хидаят ур Рехман, связанной с Движением за права Гвадара, продолжаются уже около двух месяцев. Протесты в основном связаны с блокированием входа в порт Гвадар и скоростной автомагистрали Гвадар Ист-Бей, ключевой артерии, соединяющей порт с основной сетью автомобильных дорог Пакистана.
Некоторые из жалоб, которые протестующие хотят решить, включают сокращение контрольно-пропускных пунктов безопасности в Гвадаре и прекращение глубоководного траления, которое, по мнению местных жителей, истощает их уловы. Протестующие также хотят, чтобы правительство ослабило ограничения на неофициальную торговлю на границе с Ираном. Хотя эти требования напрямую не связаны с китайскими проектами в Гвадаре, эксперты утверждают, что многие местные жители считают, что эти разработки являются частью проблемы.
В прошлом году Рехман руководил подобными протестами более 32 дней. Он отменил акцию после того, как правительство пообещало удовлетворить выдвинутые им требования, которые, по словам протестующих, так и не были решены.
Несмотря на радикальность, решение Рехмана вынести предупреждение китайским гражданам рассматривается как попытка принудить правительство к переговорам. В портовом комплексе Гвадар проживает около 500 граждан Китая.
С 2021 года граждане Китая становятся объектами террористических нападений в Пакистане. Это включает в себя взрыв бомбы в июле 2021 года, в результате которого погибли по меньшей мере девять китайских рабочих в автобусе, направлявшемся к месту строительства гидроэлектростанции Дасу.
Эти угрозы побудили Пекин оказать давление на Исламабад, чтобы он гарантировал безопасность своим гражданам. Когда премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф посетил Пекин в прошлом месяце, безопасность китайцев в Пакистане была одним из пунктов повестки дня.
Поскольку протестующие требуют срочного внимания правительства, вполне возможно, что безопасность китайцев используется в качестве рычага для переговоров. Рехман также пообещал остановить все китайские проекты в Гвадаре и воспрепятствовать передвижению высокопоставленных лиц в портовом городе.
Пакистан поддерживает особые экономические отношения с Китаем, и Китайско-Пакистанский экономический коридор (CPEC) считается жемчужиной в короне BRI. Это обеспечит Китаю кратчайший доступ к рынкам Центральной Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы через глубоководный порт Гвадар.
Планируется, что CPEC обойдется более чем в 50 миллиардов долларов, включая развитие автомобильных дорог, железных дорог и особых экономических зон. Порт Гвадар является стержнем инициативы.
Хотя CPEC был запущен еще в 2015 году, местное сопротивление значительно повлияло на его темпы. Реализация проекта еще больше замедлилась при администрации предыдущего премьер-министра Имрана Хана из-за трений между его правительством и Китаем, но новая администрация, похоже, стремится возродить CPEC.