Пакистанских договоренностей недостаточно для расширения КПЭК в Афганистане

Несмотря на то, что премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф выразил готовность решить этот вопрос в ближайшее время, Китай не торопится расширять Китайско-Пакистанский экономический коридор.

«Geo-politik» отмечает, что для Китая расширение его многомиллиардного проекта в Афганистане означает и распространение проблем безопасности, с которыми он уже сталкивается в Пакистане, на еще более сложную территорию. Афганистан имеет более бедную инфраструктуру, меньшую способность поглощать инвестиции и представляет большую угрозу со стороны исламистских группировок, противостоящих афганскому террористическому режиму.

«Талибан» (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение) изначально возлагал большие надежды на китайские инвестиции, но они не оправдались. Пекин по-прежнему неохотно инвестирует и питает подозрения по поводу намерения талибов (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение) разорвать связи с «Исламской партией Туркестана» (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение), ранее известной как «Исламское движение Восточного Туркестана» (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение)», – говорит Клаудия Чиа Йи Ен, аналитик-исследователь Института исследований Южной Азии Национального университета Сингапура.

Хан Джан Алокозай, вице-президент Торгово-инвестиционной палаты Афганистана считает, что больше всего Пекин беспокоит другое: использование неуправляемого племенного региона, который граничит с Афганистаном и Пакистаном, для подготовки исламистских боевиков. С той же проблемой сталкивается и Россия, продавая свою нефть Афганистану, поскольку она пытается справиться с санкциями, последовавшими за украинским кризисом. Несмотря на то, что между двумя странами существует предварительное торговое соглашение, вероятность того, что Кремль признает движение «Талибан» (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение), невелика. Самое яркое свидетельство этого – то, что никого из представителей движения, которое уже больше года захватило власть в Афганистане, не пригласили для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества в сентябре 2022 года в узбекский Самарканд.

В «Geo-politik» напоминают, что Клаудия Чиа Йи Ен в своем исследовании для Форума Восточной Азии так же отметила, что Афганистан может не сохранить своего статуса страны-наблюдателя в ШОС. С учетом того, что ни одна страна мира не признала «Талибан» (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение) законным правительством.

По мнению аналитиков, Китай и Россия хотят заполнить вакуум, образовавшийся в результате ухода американцев с афганской земли. В то время как Россия является торговым партнером, Китай стремится исследовать афганские ресурсы. Но ни одна из двух стран не проявила готовности признать режим, правящий Афганистаном, или даже улучшить дипломатические отношения.

Президент России Владимир Путин обеспокоен террористической угрозой в регионе. Он выразил свою настороженность по поводу того, что боевики замышляют террористическую деятельность, пересекая границу соседних государств. Поступают сведения, что «Исламское государство» (запрещенная в России, Кыргызстане и ряде стран мира международная террористическая организация) усиливает свою антироссийскую пропаганду. Ее представители критиковали Россию как «государство крестоносцев» и как «врага ислама», активно поощряя своих сторонников причинять вред стране. Опасения России по поводу расширения присутствия этой организации в Афганистане еще более усилились после нападения смертника на российское посольство в Кабуле 5 сентября, которое стало первым нападением на иностранное посольство с момента захвата Кабула в августе 2021 года.

«Geo-politik» цитирует аналитиков, утверждающих, что из-за аналогичных препятствий, с которыми сталкиваются Россия и Китай, они планируют разработать совместную стратегию безопасности для реализации своих национальных интересов. Они также рассматривают перспективы распространения инициативы «Один пояс – один путь» и Китайско-Пакистанского экономического коридора на Афганистан с использованием Ваханского коридора. Но, несмотря на наличие общих интересов в регионе, им еще предстоит найти решение идеологических проблем исламистского террора, который в нем присутствует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру