Наводнения в Пакистане могут показать, что Китай - друг хорошей погоды

Окажет ли Пекин ту помощь, которую Исламабад ранее получал от Вашингтона?

Наводнения в Пакистане могут показать, что Китай - друг хорошей погоды

Поскольку треть территории страны затоплена наводнениями, Пакистан отчаянно нуждается в помощи. В то время как правительство в Исламабаде борется с человеческими и экономическими издержками экстремальных погодных условий, кризис также является проверкой большой внешнеполитической авантюры страны за последние несколько лет - замены США Китаем в качестве ее основного внешнего партнера.

Когда в 2010 году Пакистан пострадал от разрушительных наводнений, унесших жизни более 1700 человек и затронувших 20 миллионов, США отреагировали с готовностью и великодушием. В то время как американские войска, дислоцированные в Афганистане, оказывали экстренные спасательные услуги, администрация Обамы выделила сотни миллионов долларов на оказание помощи.

Американская помощь за год более чем удвоилась до 1,3 миллиарда долларов и оставалась высокой в течение следующих двух лет, чтобы помочь в восстановлении. Джо Байден, тогдашний вице-президент, пообещал “устойчивую долгосрочную” поддержку жертвам наводнения. Не менее важно, что Вашингтон лоббировал международные кредитные агентства, чтобы они предоставили Исламабаду дополнительные чрезвычайные средства, и призвал другие страны предоставить облегчение долгового бремени.

Десять лет спустя Пакистан изо всех сил пытается справиться с еще более катастрофическими наводнениями — самые сильные дожди за последние десятилетия привели к гибели более 1300 человек (ожидается, что их число резко возрастет) и унесли жизни более 30 миллионов человек. Прогнозы экономического роста были снижены более чем наполовину, до 2,3%; с учетом гибели посевов риса и хлопка даже это выглядит оптимистично.

Если разыгрывающаяся трагедия знакома, то геополитический фон совсем другой. Весь мир борется с экономическими последствиями пандемии коронавируса, российской спецоперации на Украине, и десятки стран нуждаются в помощи.

Но, возможно, самым важным изменением для Пакистана является то, что США больше не являются его ближайшим союзником. Две страны отдалились друг от друга на фоне наигранного безразличия в Вашингтоне и подозрительности в Исламабаде: в апреле Имран Хан, тогдашний премьер-министр, обвинил США в заговоре с целью его смещения. (Вскоре после этого он был смещен парламентом.) Хан, с одобрения военного истеблишмента, представляющего глубинное государство страны, подтолкнул Пакистан к более тесным отношениям с Китаем.

Это вполне устраивало Вашингтон. Согласно данным, опубликованным Агентством США по международному развитию, помощь США Пакистану в прошлом году составила порядка 130 миллионов долларов. Администрация Байдена пообещала выделить дополнительные 30 миллионов долларов на усилия по оказанию помощи, и эта цифра, несомненно, будет расти по мере увеличения масштабов разрушений, но вряд ли она достигнет уровня 2010 года.

Это делает Пакистан в значительной степени зависимым от Китая, страны, которую он выбрал вместо США в качестве своего союзника первой инстанции. Кризис с наводнениями является важным испытанием для того, что Пекин и Исламабад любят называть своей “всепогодной дружбой”, ехидным намеком на якобы ненадежные отношения с США. И все же может ли Пакистан рассчитывать на Китай в той помощи, которую он получил от Вашингтона?

Ранние признаки не позволяют питать особого оптимизма. Пекин пообещал выделить пакет помощи в размере 57 миллионов долларов, а президент Си Цзиньпин направил соболезнования своему коллеге в Исламабаде. Но усилия Китая бледнеют по сравнению с американской поддержкой в 2010 году.

“Китай не подходит к этому случаю”, - говорит Хусейн Хаккани, который был послом Пакистана в США в 2010 году, а сейчас является директором по Южной и Центральной Азии в Институте Хадсона.

Большая часть проблемы, по словам Хаккани, заключается в том, что Китай еще не развил государственную инфраструктуру и бюрократическую систему для быстрого реагирования на бедствия за рубежом. “Грубо говоря, США знают, как это сделать, а Китай - нет”, - говорит он. Китайские НПО также сильно отстают от своих западных коллег в плане возможностей быстрого реагирования.

Пекин также отвлечен собственными проблемами. В преддверии решающего съезда Коммунистической партии в следующем месяце Си Цзиньпин борется с экономическим спадом, новой вспышкой Covid и новой напряженностью в отношениях с Западом. Он также борется с экстремальными погодными катаклизмами у себя дома: ужасными засухами в некоторых частях страны и наводнениями в провинциях с "хлебной корзиной".

В дополнение к способностям и вниманию, существует вопрос отношения. Хаккани указывает, что в единственной области, где Китай может оказать быструю помощь — облегчение долгового бремени и прощение - он не хочет этого делать. Хотя Китай недавно отказался от некоторых долгов в Африке, картина в Южной Азии мрачная. В последние годы Пекин научился предоставлять быстрые кредиты таким странам, как Пакистан и Шри-Ланка, но неохотно выручал их в кризисных ситуациях.

Это было заметно во время краха экономики Шри—Ланки, а вместе с ней и правительства, весной этого года, когда Пекин не спешил реагировать на просьбы Коломбо о реструктуризации долга. “Мы видели, что произошло со Шри-Ланкой, и пакистанцам не следует ожидать ничего другого”, - говорит Хаккани.

Если Пекин склонен доказать сомневающимся, что они ошибаются, облегчение долгового бремени было бы самым простым способом сделать это. Почти треть внешнего долга Пакистана приходится на Китай, и небольшое прощение будет иметь большое значение для доказательства того, что их дружба может выдержать самую плохую погоду.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру