Кыргызстану и Узбекистану необходимо нивелировать угрозы из Афганистана на местах

Ситуация в Афганистане остается взрывоопасной – эксперт

Андрей Русаков, глава Центра Европейско-азиатских исследований, отмечает, что она – проблема для всего мира, и игнорировать ее не получится.

Ситуация в Афганистане остается взрывоопасной – эксперт

Эксперт выступил на площадке международного круглого стола «Афганистан в разрезе мировой политики. Терроризм как угроза центральноазиатскому региону» в Бишкеке. Тема Афганистана, по словам Русакова, в медиаполе России и ее экспертном поле плотно не рассматривалась долгое время.

– После распада СССР тема Афганистана немного ушла из информационного поля, хотя события в Афганистане и повлияли на внутриполитическую российскую повестку. После вывода советских войск СССР вскоре распался, президентом России стал Борис Ельцин, имя которого носит КРСУ, и Россия, как и Кыргызстан, вошла в «парад суверенитетов». Ряд российских регионов принял решение о большой доле своей самостоятельности, и, когда в 2000 году президентом России стал ныне действующий президент Владимир Путин, была поставлена политическая задача объединить регионы. Возникла необходимость в создании национальной партии, такой партией стала партия «Единство», которая позже стала партией «Единая Россия». Региональные отделения этой партии создавались на базе союзов ветеранов Афганистана. Потому что все остальные общественно-политические объединения были подконтрольны либо губернаторам, либо мэрам крупных городов. Поэтому в каком-то смысле события в Афганистане стали предвестником внутриполитической российской повестки, – отметил он.

После ввода на афганскую территорию американских войск и дальнейшего прихода к власти Ашрафа Гани вопросы о сотрудничестве с Афганистаном в российской внутриполитической среде тоже особо не рассматривались. И вот почему.

– Считалось, что коалиция войск во главе с США полностью контролирует там ситуацию, экономически Афганистан был мало интересен. Поэтому афганская тема ушла, но в прошлом году появилась снова после известных событий – внезапного вывода войск контингента по инициативе избранного президентом США господина Джо Байдена. Вывод был осуществлен практически в одну ночь – могу сказать, что вывод советских войск из Афганистана происходил поэтапно, чтобы не подвергать опасности людей, которые сотрудничали с советским режимом. Это было сделано не в одну ночь – если мне не изменяет память, войска выводились в течение полугода. К власти в результате дохийских соглашений, которые в Афганистане некоторые жители считают предательством, пришло движение талибов (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение, – прим.авт.), – говорит он.

По мнению Русакова, угроз благодаря этому прибавилось и для России, и для постсоветских стран-партнеров России из Центральной Азии. В частности, наркотрафик из Афганистана, который и так был достаточно крупной проблемой, может вырасти. Несмотря на недавнее публичное заявление правящего режима Афганистана о запрете на выращивание опийного мака, производство или распространение наркотических средств на своей территории, эксперт отмечает: других источников дохода у афганской экономики нет. Счета афганской прежней свергнутой администрации заморожены США, деньги от многих доноров, на которых держались целые сферы Афганистана, тоже пришедшим к власти террористам выделять мир не спешит. Поэтому обещание может и не выполняться на практике.

– На сегодняшний момент многие эксперты оценивают, что угроза экспорта наркотиков – одна из главных проблем. Кроме того, к власти пришел весьма радикальный политический режим с весьма радикальными взглядами, которые отличаются от международной гуманитарной практики. Это запрет на среднее и высшее образование для девочек и девушек, ограничения для них по образу жизни, профессиям, что, в общем-то, не соответствует современным международным гуманитарным нормам. Что делать с Афганистаном, экспертное сообщество, откровенно говоря, не знает. Это международная проблема, которая была не решена ни Советским Союзом, ни позорным бегством США из Афганистана. Позорным – потому, что они подставили тех людей, что с ними сотрудничали, и эти люди подверглись различным формам насилия, от убийств до преследований. Нашумевшие случаи этого до сих пор публикуются в СМИ, а видео с жуткими кадрами оказались в свободном доступе, – отмечает он.

Даже при репрессивных методах у нового режима остается еще достаточно противников, которых он пытается подавить. Это и боевики других радикальных международных террористических организаций, которые имели базы в Афганистане, и которых оттесняют к границам Афганистана и Центральной Азии, и обычные повстанцы из числа гражданского населения.

– Талибам (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение, – прим.авт.) не удается полностью политически контролировать Афганистан – периодически то тут, то там возникают очаги антиталибского (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение, – прим.авт.) сопротивления в ряде провинций Афганистана. Международное сообщество видит свою миссию в том, чтобы настаивать на создании в Афганистане инклюзивного правительства с учетом всех этнических меньшинств и территориального принципа. Талибы (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение, – прим.авт.) на это в данный момент не идут. Они ведут в ряде провинций бои с повстанцами, сопряженные с человеческими жертвами. То есть ситуация в данный момент остается взрывоопасной, – подчеркивает Русаков.

Происходящее не может миновать интеграционные проекты на постсоветском пространстве – СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Кроме угроз экспорта радикальных идей, выдавливания террористических групп, наркотрафика и трафика оставленного правительственными силами и силами НАТО оружия, ЕАЭС уже столкнулся с первым отмененным экономическим проектом. По словам эксперта ЕАЭС был заинтересована в железнодорожном коридоре, который получался через узбекский Термез и трассу «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». На проект так же возлагали большие надежды и Узбекистан с Пакистаном, даже после прихода к власти террористического движения. Но после пакистанской смены кабмина и премьер-министра Имрана Хана то, что теперь в действующих условиях дорога будет открыта, вероятность крайне мала.

– Имран Хан поддерживал данный проект, но мы знаем, что он покинул должность. Есть и само опасение строительства этой железной дороги: ее можно бесконечно взрывать, и поэтому нужно обеспечивать безопасность перевозки грузов. Пока талибское (запрещенное в России, Кыргызстане и ряде стран мира международное террористическое движение, – прим.авт.) правительство этого сделать не может, и пока для инвесторов эта дорога кажется сомнительным вариантом, и нет желания ее строить. В ряде провинций ситуация напоминает военные действия по всей стране, – констатирует он.

Русаков говорит: при этом соседние государства Афганистана, и государства региона в целом должны иметь стратегии и механизмы ответа на любые угрозы для своих политических систем, чтобы продолжать развиваться.

– Задача, которая стоит перед политическим сообществом России, Кыргызстана, Узбекистана, других стран региона – сделать так, чтобы угрозы из Афганистана были нивелированы на местах. Чтобы все страны продолжали свое социально-экономическое развитие, и афганский фактор не был доминирующим и влияющим на темпы экономического роста, внешней и внутренней политики стран, – заключил он.

Круглый стол организовали Международный еженедельник «МК-Азия» (Кыргызстан, Бишкек), Центр Европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург), Отдел молодежной научной политики, научно-инновационных и международных исследований УИОН КРСУ (Кыргызстан, Бишкек), Центр глобальных исследований и международных отношений, Институт актуальных международных проблем, Дипломатическая академия МИД РФ (Россия, Москва).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру