Пандемия ускорила развитие Центральной Азии и приблизила «век Азии»

Игорь Макаров, руководитель Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, считает, что в укрепление позиций Азии в постпандемийный период внесла значительный вклад способности региона противодействовать сообща коронавирусу. Кроме того, повлияло на укрепление Азии и переформатирование цепочек добавленной стоимости с глобального на региональный уровень.

Пандемия ускорила развитие Центральной Азии и приблизила «век Азии»

Эксперт заявил об этом на XII Азиатской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай». Мероприятие на тему «Россия и Азия в меняющемся международном порядке» проходит в смешанном формате: и онлайн, и офлайн.

«Конечно, мир изменится и никогда не будет прежним – то же самое, наверное, можно сказать после любых масштабных потрясений. Но не могу в тоже время сказать, что изменятся правила игры и пандемия стала тем что на английском называется «gamechanger». Я бы сказал наоборот, что пандемия усилила многие тенденции, которые уже наблюдались в мире, как минимум, с 2010-х годов, а может быть, и раньше. То же самое можно сказать и про рост государственного долга во всем мире, то же самое можно сказать и об использовании мягкой денежно-кредитной политики это началось не сейчас, а как минимум с кризиса 2008-2009 годов и усугублялось на протяжении всех 2010-х годов, и сейчас достигло неких беспрецедентных масштабов. Впрочем, о беспрецедентных масштабах мы говорили и после кризиса 2008-2009 годов», – считает эксперт.

По мнению Макарова, пандемия коронавируса ускорила развитие и рост и других тенденций последних лет.

«Цифровизация усилилась в период пандемии? Очевидно, усилилась. Рост неравенства во всем мире усилился? Очевидно, усилился. Обеспокоенность экологическими проблемами, изменением климата в период пандемии тоже усилилась. То есть, пандемия стала катализатором многих процессов, которые наблюдались по всему миру в течение последнего десятилетия. И Азия тут тоже, безусловно, не исключение. Безусловно, позицию Азии как нового глобального лидера, и дискуссию относительно того, что мир постепенно вступает в «век Азии» пандемия тоже усиливает, и дает больше оснований так говорить», – отметил он.

По его словам, «в век Азии завтра мир не вступит», не вступит в него с и концом пандемии. Но пандемия значительно ускорила его приближение и постепенное смещение мирового баланса в сторону азиатского направления. В этом свою роль играют и экономические условия постпандемийного мира.

«Азиатские страны в целом успешнее проходят пандемию, чем западные страны – это видно по объективным параметрам, количеству заболеваний, количеству смертей в расчете на тысячу и на миллион жителей. Это видно и по степени вакцинации – если посмотреть крупнейшие страны, то лидеры по объему и доле вакцинированных жителей – Япония, Китай, Корея. Это видно по тому, что во многих азиатских странах локдауны были значительно слабее, чем в западных странах. В целом и по темпам экономического роста Азия проходит пандемию лучше, чем Европа или чем США, хотя внутри самой Азии есть большая разница между странами», – констатировал Макаров.

У такого положения дел, по его мнению, много причин. Это и опыт коллективной борьбы с эпидемиями, и преимущества государственных систем здравоохранения, и более массовая цифровизация, и более всеобъемлющие причины, связанные с государственным устройством.

«Мне кажется, важный момент то, что кризис показал, что в азиатских сnранах удается найти баланс между индивидуальным и общественным: то что называется «гражданственность». Возможность и умение подчинить индивидуальные порывы и стимулы неким общественным стимулам, понимание того, что твое поведение влияет в период пандемии на все общество, а не только на тебя – это тот урок, который могли бы преподать азиатские страны и западным странам, и России в том числе. Это очень важно: в будущем будет все больше ситуаций, когда эта гражданственность, в какой-то степени приоритет, баланс между индивидуальным и общественным будет нужен», – полагает экономист.

Он считает, что «пандемия показала, что баланс между индивидуальным и общественным можно найти, и, возможно, это станет примером для стран по всему миру», в том числе для «стран, которым еще предстоит путь развития, и которые выбирают траектории своего развития в будущем».

«Выбирая между тем, как пытаться им развиваться – как развивались западные страны, или пытаться развиваться так, как, например, развивалась Восточная Азия, все больше стран будут делать выбор в пользу развития по образцу Восточной Азии», – прогнозирует Макаров.

Так же в укрепление позиций Азии в постпандемийный период внесли вклад разрыв цепочек добавленной стоимости, и возвращение компаний в страны, откуда родом их материнский капитал. Например, часть производств ушли из Китая в Японию, Корею и в страны Запада, часть наоборот, Китай перенес к соседям по региону. Пандемия только ускорила эти процессы, начало им, по мнению Макарова, было положено за несколько лет до нее.

«Азия будет более самодостаточна и менее зависима от внешнего спроса на товары и иностранного капитала. Будет больше внутрирегиональных, внутриазиатских цепочек добавленной стоимости, будет больше относительный товарооборот между азиатскими странами. Будет растущий спрос со стороны Китая, который будет удовлетворяться за счет соседних стран. Регион будет становиться все более самодостаточным, что необходимо с точки зрения превращения региона в глобального лидера. Потому что регион не может быть глобальным лидером, если его экономический рост базируется на спросе со стороны внешних по отношению к региону игроков», – подчеркнул глава Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру