Страны Центральной Азии готовятся к угрозам со стороны Афганистана

После того, как в середине августа 2021 года власть в Афганистане перешла к силам запрещенного в России, Кыргызстане и ряде стран мира радикального религиозного экстремистского движения «Талибан», а последние силы НАТО покинули страну, стало ясно, что порядок в регионе уже не станет прежним.

Страны Центральной Азии готовятся к угрозам со стороны Афганистана
Фото: Владимира Банникова, МК-Азия.

Возвращение талибов к управлению страной, воцарение в ней ряда норм и практик, не подпадающих под общепринятые международные стандарты защиты прав человека, и подавление сопротивления в провинции Панджшер вызвали у мирового сообщества беспокойство.

В «перевоспитание» и смену идеалов движения с построения глобального эмирата в регионе на создание локального его подобия исключительно в афганских пределах мало кто из экспертов и политиков поверил. Обеспокоились и близлежащие к Афганистану страны Центральной Азии. Не только из-за того, что на границах с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном оказались с афганской стороны тысячи представителей других террористических группировок, но и из-за того, что из Афганистана мог пойти неконтролируемый поток беженцев. Вместе с этим потоком в страны могли попасть и террористы. Кроме того, в соцсетях стран региона появились одобрительные комментарии и даже целые посты поддержки новым афганским властям, на которые оперативно отреагировали спецслужбы.

Спустя четыре месяца после падения Кабула страны Центральной Азии все еще находятся в напряжении, и разрабатывают пути противодействия возможным угрозам со стороны Афганистана. Обеспокоены ситуацией и в России. Возможные внешние угрозы, идущие с афганского направления, обсудили на круглом столе «Безопасность в Центральной Азии – 30 лет спустя», который организовали Центр глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД РФ, екатеринбургский Центр европейско-азиатских исследований, кыргызский Клуб региональных экспертов «Пикир» и Центральноазиатский информационный портал «News-Asia».

Источники нестабильности

По словам Вадима Козюлина, кандидата политических наук, заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений Института актуальных международных проблем МИД РФ, Афганистан «будет горячим полем противодействия» и нестабильности еще долгое время. По его мнению, дело в том, что США полностью так и не покинули эту страну, и продолжат использовать ее для решения своих геополитических целей и задач.

– США, несмотря на то что формально ушли оттуда, сохранили свои связи, у них колоссальные финансовые возможности, колоссальные возможности спецслужб и они будут этим пользоваться, играть на этом поле. Это надо понимать. Мы видим очень энергичные попытки США обосноваться и в Центральной Азии. Не экономически и не гуманитарно, а в военной сфере – «ушли, но хотим остаться». Кажется, всем, даже далеким от геополитики республикам, понятно, что военное присутствие США в регионе – это, мягко говоря, не фактор стабильности, – заявил он, выступая на мероприятии.

Козюлин отмечает: помимо США, на расположение своих сил в Афганистане претендует и Пакистан, который «резко усилил свои позиции» на этой территории в последнее время. И есть риск того, что эта страна переведет застарелый конфликт с еще одним соседом по региону – Индией – в более расширенный формат с помощью афганских ресурсов. Еще один источник нестабильности, по версии Козюлина – в противостоянии талибам других группировок, представители которых в избытке находились на афганской территории.

Выход за рамки

Действительно, через несколько дней после захвата Кабула новые власти страны публично заявили, что будут бороться с террористами в лице «Аль-Каиды» (запрещенной в России, Кыргызстане и ряде стран мира МТО) и других групп. Это заявил в эфире местного телевидения 17 августа представитель талибов Сухейл Шахин. Однако, похоже, высказывания носили публичный характер и были призваны больше успокоить мировую общественность. Параллельно с ними британская газета Daily Mail сообщила о том, что за несколько дней до окончательной смены власти в Афганистане туда вернулся Амин уль-Хак. По данным издания, близкий соратник покойного основателя и лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена прибыл в свою родную провинцию Нангархар, граничащую с Пакистаном. Именно уничтожению сторонников этой группировки, как и талибов, и были посвящены афганские усилия сил НАТО в последние двадцать лет. Об уничтожении Амина уль-Хака или атаках на него со стороны талибов в афганских и международных СМИ данных после этого не появилось. Зато в открытую конфронтацию вступила с талибами запрещенная в России, Кыргызстане и ряде стран мира МТО ИГИЛ. Она взяла на себя ответственность за некоторые теракты, произошедшие на афганской территории за последние месяцы, есть информация в СМИ и о мелких перестрелках между этими группами. По данным же, которые озвучила в середине ноября глава миссии ООН в Афганистане Дебора Лайонс, представители игиловцев и их так же запрещенного в России и ряде стран мира ответвления «Велаят Хорасан» «присутствуют почти во всех провинциях, и становятся все более активными».

В том, что талибы способны удерживать порядок на всей территории Афганистана, и бороться с другими террористическими группировками, как они это обещали, уже возникают большие сомнения не только у ООН. Но и в соседнем с Афганистаном Таджикистане.

– «Талибан» постоянно утверждает, что их проект эмирата не выходит за рамки афганской территории. Да, хорошо, но они не контролируют свою территорию – северные провинции, где идет концентрация радикальных экстремистских террористических групп, в том числе ИГИЛ и «Аль-Каиды» (запрещенных в России, Кыргызстане и ряде стран мира международных террористических организаций, прим.авт.), членами которых являются и уроженцы Таджикистана. Это очень тревожно! Возможно, у них (талибов, прим.авт.) и нет планов экспансии за территорию Афганистана, но эти группировки, которые находятся на территории Афганистана, могут создать проблемы на южных рубежах СНГ. Поэтому мы должны быть начеку: как в военно-политическом отношении, так и в плане усиления культурно-идеологический присутствия, передовой системы духовно-нравственных ценностей в нашем регионе, – беспокоится дипломат Зафар Саидзода, генеральный консул Таджикистана в Екатеринбурге.

По его словам, усиление террористических групп в северных провинциях «происходит на фоне расширения посевов наркотика и нелегальных поставок оружия в эту страну».

– Передовые отряды международных террористов – не без поддержки внешних спонсоров – предпринимают попытки превратить Афганистан в плацдарм своей экспансии в Центральную Азию и за ее пределами, – говорит он.

Под внешним управлением

Именно с внешней поддержкой террористических групп, которые упомянул Саидзода, экспертное сообщество и связывает часть дальнейших угроз для Центральной Азии. Не исключается, что начнут набирать силу те группы, за которыми тянутся следы управления со стороны крупных мировых спецслужб. Вызывает опасения и то, что с наступлением весны и лета террористическим группам будет легче проникнуть в высокогорье Центральной Азии. Этого прогноза придерживается президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» в Кыргызстане Юрий Погиба, эксперт по вопросам безопасности.

– Группы, которые накопились (на афганской территории, прим.авт.) со времени конфликта Ближнего Востока, как мы хорошо знаем, по той подтвержденной информации, которая сейчас поступает, они в конфликте с «Талибаном». И в любом случае один из моментов их движения для претворения их планов и задач, которые никто не отменял с приходом «Талибана» – это устремление в страны Центральной Азии, и создание здесь своих велаятов. Следующий момент, который характеризует внешние угрозы из Афганистана – наличие террористических групп, находящихся под латентным управлением спецслужб таких государств, как США, Пакистан, Китай. Это повышает риски вмешательства внешнего актора для решения своих внешнеполитических целей и задач, – напомнил он.

Погиба напоминает, что по всему региону и без крупного вторжения извне уже разбросано множество спящих ячеек разнокалиберных террористических организаций.

– Мы не можем забывать, что члены спящих ячеек частично прошли опыт боевых действий на Ближнем Востоке – в Сирии было большое количество выходцев из Центральной Азии. То есть, если мы говорим о «Талибане» и террористической угрозе – то «Талибан» фактически находится уже здесь. Потому что у каждого есть связи, родственники, друзья, еще какие-то контакты, тем более что сам «Талибан» неоднороден, он состоит и из таджиков, из узбеков, кыргызов… Это тоже внешний фактор, который будет влиять на те процессы, что будут происходить в обозримой перспективе в Центральной Азии в ближайшие год-два, – заключил он.

Беженцы и лжебеженцы

Наконец, еще одну угрозу выделяет сопредседатель кыргызского Клуба региональных экспертов «Пикир», политолог Игорь Шестаков. Говоря о том, что может стратегически повлиять на развитие Центральной Азии со стороны Афганистана, политолог напомнил о возможной гуманитарной катастрофе. По его мнению, не следует ждать, пока в регион прибудут сотни тысяч беженцев, нужны превентивные меры.

– Одна из угроз Афганистана о которой в целом мало говорят на конференциях – в том, что в любой момент из этой страны могут рвануть либо десятки, либо сотни тысяч беженцев в Центральную Азию. Этот процесс может быть неконтролируем, и этот процесс может быть очень выгоден той же «Аль-Каиде», тому же ИГИЛ (запрещенных в России, Кыргызстане и ряде стран мира международных террористических организаций), чтобы вместе с потоками беженцев в Центральную Азию прибыли и их боевики. Поэтому, мне кажется, это один из ключевых вопросов. Не надо дожидаться, пока это произойдет. Надо предпринимать в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС какие-либо усилия, чтобы этого не допустить. Для нас очень хороший показатель – это события на границе Белоруссии и Польши. Беженцы уже туда добежали, а что говорить об Афганистане, который у нас практически под боком? – предостерег он.

К приходу потока беженцев в Кыргызстане, похоже, уже готовятся. В середине ноября в Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областях прошли особые учения под эгидой МЧС «с целью проверки готовности территориальных подсистем Государственной системы гражданской защиты к приему беженцев». Были отработаны встреча и сопровождение трех тысяч человек, их пропуск через фильтрационный пункт для учета, регистрации и соблюдения других процедур. Однако официально напрямую подтверждения того, что так страна репетирует возможный прием именно афганских беженцев, не прозвучало.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Ветер из Кабула

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру