Обливание кислотой, убийства, семейное насилие – аналитический центр IFFRAS рассказал, с чем сталкиваются пакистанки

Правозащитное объединение сделало доклад «Женщины в Пакистане: лицом к лицу с репрессиями и насилием», где показало последствия патриархата на уровне семьи и государства.

Международный форум по правам и безопасности (IFFRAS), некоммерческий правозащитный центр, отмечает в докладе на своем сайте, что даже  спустя 70 лет независимости Пакистана женщины всегда считаются «низшими», «товаром»,  и им часто говорят, что они «должны подчиняться мужчине, как коза, овца или осел».  Эти нормы закреплены тысячелетними традиционно закрепившимися в обществе видами насилия.

«Многие женщины живут в атмосфере страха, и их жизнь гарантирована в обмен на послушание и соблюдение социальных норм и традиций. Государственная и частная патриархальная культура в Пакистане предоставляет мужчинам право контролировать женщин», – отмечается в докладе.

Хотя Пакистан является исламским государством, что касается прав женщин, то его толкование веры вытекает из обычаев и культурных норм. В итоге пакистанкам приходится сталкиваться с такими вопиющими нарушениями своих прав, как убийства женщин, желающих вступить в брак по собственной воле; нападения с применением кислоты, приводящие к смерти или серьезным увечьям; обмен женщинами в браке без учета их согласия; принудительное обращение в веру женщин, принадлежащих к общинам религиозных меньшинств; компенсационный брак для разрешения споров между семьями/кланами/племенами; принуждение женщин не претендовать на свою долю наследства; детские браки и брак по Священному Корану без закрепления государством.

«С женщинами обращаются как с объектами, предназначенными для выполнения различных обязанностей, и как с единственными хранителями чести. Соответственно, они подвергаются различным формам насилия», – поясняется в докладе.

Часть из них такая же, как происходит с женщинами всем мире, но исторически пакистанкам приходится сталкиваться и с другими формами насилия, которые узаконены. Например, это «убийство чести».

«Это практика убийства «прелюбодейной» женщины, а иногда и ее незаконного партнера, чтобы смыть позор и восстановить честь. Это было принято обществом как необходимое зло и как законная защита убийства судебной системой. Согласно отчету Human Rights Watch за 2019 год, в Пакистане ежегодно совершается около 1000 убийств в защиту чести», – отмечается в докладе.

Кроме того, пакистанки рискуют быть облитыми кислотой, при этом нападающий не понесет наказания, потому что в уголовном законодательстве страны статьи за это преступление нет.

«Часто лицо женщины подвергается кислотным атакам, потому что, к сожалению, ее ценность связана с ее внешностью, а через нее с ее браком и социальным статусом. В Пакистане нет закона, признающего такие нападения преступлением. Согласно данным, собранным неправительственной организацией the Acid Survivors Foundation Pakistan (ASFP), в период с 2007 по 2018 год в Пакистане было зарегистрировано 1485 случаев нападений с применением кислоты», – гласит доклад.

Некоторые из видов насилия остаются в тени. Так, в Пакистане, несмотря на частоту бытового насилия и случаев смерти в семье, насилие, связанное с приданым, не воспринимается и не признается в качестве формы насилия и не документируется исследователями.

«Приданое это культ, традиция, которой следовали поколения пакистанского общества, основанного на местной неисламской культуре и традициях. Хотя приданое не освещается как религиозное требование в исламе, многие мужчины в Пакистане утверждают, что это религиозная традиция, инициированная основателями религии. Это чисто культурное явление и даже считается неисламским. Когда требования приданого не выполняются полностью, невесту пытают и часто убивают. По сообщениям средств массовой информации, в Пакистане ежегодно происходит около 2000 смертей из-за приданого», – говорят в IFFRAS.

Еще одно такое же явление – принудительный брак, носящий название «гхаг». Она противоречит шариату, однако сильна в пакистанском обществе.

«Это когда мужчина объявляет о своем намерении жениться на определенной женщине. В соответствии с этой многовековой практикой открытое заявление подразумевает, что женщина теперь помолвлена с человеком, делающим заявление, и никто другой не может сделать ей предложение, не рискуя вызвать вражду. Кроме того, родственники обвиняемых часто угрожают убийством семье девочки и требуют передать им девочку. Согласно исламскому праву, женщин нельзя принуждать к вступлению в брак без их согласия», – подчеркивают правозащитники.

Наконец, в последние годы набирает силу насильственное обращение в ислам, но к ответственности за него практически не привлекается никто. При этом премьер-министр Имран Хан обещал защищать религиозные меньшинства страны. 

«Насильственное обращение в ислам стало новой формой насильственного экстремизма в отношении женщин в Пакистане. Как только человек (зачастую девочка) становится мусульманином, насильственно или добровольно, тогда возвращение [в другую религию] будет актом отступничества, который карается смертью в исламе по уголовному праву. У человека нет возможности вернуться назад из - за неминуемой опасности быть убитым. В последнее время Пакистан стал свидетелем большого числа случаев похищения и насильственного обращения в христианство и последующих браков девочек из общин меньшинств. Каждый год по меньшей мере 1000 девочек насильственно обращаются в ислам. По данным независимой комиссии по правам человека Пакистана, похищенные девочки после обращения в христианство выдаются замуж, часто за пожилых мужчин или за их похитителей», – отмечается в докладе.

При этом различные радикальные организации в Пакистане не только ограничивают передвижение женщин, но и пытаются контролировать каждый аспект жизни женщины, будь то образование, работа, семья, брак и так далее.

«Общеизвестно, что даже в лагерях беженцев или перемещенных лиц женщины становятся легкой мишенью для дальнейших пыток и насилия, таких как торговля людьми, похищения, принудительные браки и сексуальные домогательства. Преследование и притеснения женского населения в Пакистане пересекают религиозные и сектантские границы, поэтому для ахмадийской, христианской, хазарской, индуистской, шиитской или суннитской девушки нет безопасного места, даже в помещении ее собственного дома. Женщинам часто отказывают в базовом образовании или даже в основных правах человека. Поэтому они в значительной степени не подготовлены к тому, чтобы вести достойную жизнь и не поддаваться мужскому доминированию и различным злоупотреблениям, связанным с ним. Семейная структура и общество в целом заставляют женское население признать, что они заслуживают насилия», – констатируется в докладе.

Однако при этом есть и первые попытки противостоять вековым традициям насилия. Растущая популярность «Марша Аурат», который проводят к Международному женскому дню, участие женщин в различных НПО, международное признание пакистанских женщин, таких как Малала Юсуфзай и Мухтаран Май, выглядят как луч света в мрачной социально-религиозной обстановке Пакистана. Но у активистов, очевидно, впереди долгий путь и трудная борьба: против организаторов «Марша Аурат» выдвигаются обвинения в богохульстве, которые могут закончиться смертной казнью, а премьер-министр страны Имран Хан  открыто комментирует «вульгарность», связывая ее с женщинами и платьями, которые они носят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру