Запрет радикальной партии может стать «началом конца» для Пакистана

Радикальная исламистская партия была внесена в список запрещенных, а ее лидер Саад Хуссейн Ризви арестован после того, как он начал кампанию антифранцузских протестов.

Партия добивалась разрыва дипломатических отношений с Францией и высылки посла Франции из Исламабада. После ареста главы движения и запрета партии как экстремистской антифранцузские настроения дошли до того, что посольство Франции в Исламабаде велело французским гражданам покинуть страну из-за опасений за их безопасность.

Пакистанское правительство заблокировало социальные сети и приложения для обмена мгновенными сообщениями на несколько часов на следующий день после того, как министр внутренних дел Шейх Рашид Ахмед объявил о роспуске «Техрик-и-Лаббайк» (Запрещенная в РФ) в соответствии с антитеррористическим законом страны.

Лидер партии Саад Ривзи был арестован 12 апреля, через несколько часов после того, как он призвал к акциям протеста с требованием высылки французского посла. Его задержание вызвало многодневные волнения в Пакистане. «Техрик-и-Лаббайк» (Запрещенная в РФ) это движение барелви, мусульман-суннитов, придерживающихся ханафитской школы. Партия консервативна, в частности она выступает за смертную казнь для обвиненных в богохульстве (сейчас по законодательству Пакистана за это преступление может быть наказание и в виде пожизненного заключения).

«Организация изначально была создана как политическое движение, чтобы потребовать освобождения телохранителя, обвиняемого в убийстве губернатора региона Пенджаб в 2011 году», – отмечает Жан-Люк Расин, специалист по индийскому субконтиненту и почетный директор аналитического центра CNRS в Париже. – «В 2015 году она стала политической партией, возглавляемой Хадимом Хусейном Ризви, отцом нынешнего лидера».

Партия стала широко известна в 2018 году благодаря делу Асии Биби: пакистанскую христианку приговорили к смертной казни через повешение за богохульство – она выпила воды из мусульманского источника. В ожидании казни она провела в камере смертников восемь лет. Она могла бы стать первой женщиной, казненной за богохульство официально, но ее история стала известна международному сообществу, и имела большой общественный резонанс. 31 октября 2018 года Верховный суд Пакистана оправдал ее, но запретил выезд из страны под давлением радикальных групп: организация скоординировала несколько таких же движений и устроила демонстрации с требованием казни для женщины. На парламентских выборах в Пакистане 2018 года она набрала всего 2 миллиона голосов в стране с населением более 210 миллионов человек. Но партия обладает влиянием благодаря своей огромной способности мобилизовать своих активистов, и ее популярность за почти три года явно выросла.

Франция стала одной из целей организации, когда в сентябре 2020 года начался судебный процесс над Charlie Hebdo. Ужасная резня 12 человек в офисе сатирического еженедельника в январе 2015 года стала первым крупным инцидентом в волне исламистского насилия, в результате которого с тех пор во Франции погибло более 250 человек. Через месяц после начала судебного процесса Франция была потрясена обезглавливанием 16 октября учителя Сэмюэля Пати выходцем из Чечни, возмущенным его решением поделиться скандальными карикатурами Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда в классе, обсуждающем свободу выражения мнений. Пати показал снимки своему классу по гражданскому праву, подчеркнув, что студенты могут не смотреть на них, если они оскорблены. В ответ на убийство Пати президент Эммануэль Макрон поклялся, что Франция никогда не откажется от своих либеральных ценностей Просвещения, включая право издеваться над религией. Он приветствовал убитого учителя как «героя» за «представление светских, свободомыслящих ценностей Французской Республики»: во Франции существует давняя традиция карикатур на политические и религиозные авторитеты, включая и католицизм. После этого в мусульманских странах прошли массовые протесты – люди вышли на улицы и сожгли французские флаги и изображения французского президента. В Пакистане ядром протестов выступала именно запрещенная в РФ «Техрик-и-Лаббайк». Партия потребовала, чтобы Пакистан разорвал дипломатические отношения с Францией и отправил французского посла прочь из страны.

Пакистанское правительство подписало соглашение с партией, чтобы убедить ее прекратить протесты – согласившись на бойкот французской продукции и пообещав провести парламентское голосование до 20 апреля по вопросу о высылке французского посла. Но по мере приближения этого срока Исламабад дистанцировался от партии, объявил ее вне закона и арестовал ее лидера. После этого в столице Пакистана начались столкновения с полицией сторонников арестованного, город был практически перекрыт. Погибли не менее семи человек с обеих сторон, СМИ сообщают, что более 300 полицейских получили ранения. Более 200 активистов были арестованы, однако их может стать еще больше.

«[Идеи] относительно популярны среди молодежи, особенно в пакистанском рабочем классе, потому, что политическая платформа партии направлена не только на изменение того, как ислам практикуется в стране, но и на борьбу с социально-экономическим неравенством Пакистана. Это, очевидно, говорит о молодых людях, находящихся в неустойчивом положении, которые проигрывают при нынешней системе. События этой недели показывают, что правительство премьер-министра Пакистана Имрана Хана не в состоянии вести переговоры с радикальными движениями. Они популярны среди широких слоев населения, поэтому правительству трудно занять твердую позицию против них», – поясняет Расин.

Пакистанский журналист Захид Хусейн выразил аналогичную точку зрения в англоязычной ежедневной газете Dawn.

«Правительству удалось лишь отсрочить кризис. То, что происходило сейчас, было неизбежно. То, как администрация рухнула перед лицом насилия толпы, по меньшей мере вызывает тревогу и подчеркивает, что мы не справляемся с растущим религиозным экстремизмом», – подчеркнул он.

При этом у запрета партии может быть и иное обоснование, не связанное с желанием избежать скандала с Парижем. По времени меры против радикального объединения совпадают с продлением нахождения Пакистана в «сером списке» ФАТФ – его пересмотр будет уже скоро. Возможно, в Исламабаде думают, что страну будут меньше критиковать за финансирование терроризма – хотя явных связей организации с МТО и нет. Однако запрет ее не означает, что эта радикальная группа и ее идеи исчезнут: в истории Пакистана правительство запрещает радикальные партии и движения, а затем они вновь появляются под другими названиями, но с теми же лидерами и программой действий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру