Александр Кацев: Куда пойти, кому отдаться

В природе всё закономерно. В природе человека аналогично.  Прошли события или воплотились?!

Меня поразил лишь один факт. Не успели одни чиновники поменяться на других, должности руководителей мгновенно были разобраны, как в игре «Кто быстрее». Кроме одного, простите за канцеляризм, ведомства. Министерство образования никого не заинтересовало. Не буду острить, то ли министерство неприглядное, то ли образование? Давайте бережно и серьезно разберемся в наших реалиях. Не оглядываясь на соседей, на цивилизованные страны, на мировое сообщество и прочее, прочее. На опыт всех, их национально-этическое существо, историю и культуру. Мы не похожи даже на ближайших соседей. Не пеняйте, что мы иные, чем таджики, узбеки, казахи. Иные! Хотя и близкие. В шестом классе гимназии (предвыпускном) Антон Чехов сочинил работу, под названием «Киргизы», в которой есть все о казахах и ни слова о киргизах. Ему простительно, он тогда был подростком. У казахов менталитет жителей степи, у киргизов - гор.

   Образование не терпит общих слов и пустот. Оно полноценно опирается на все особенности государственности.

   Сегодня, то здесь, то там сетуют на Болонскую систему, винят ее во всех грехах. Может, хватит оглядываться…  Давайте прикинем наши материальные, интеллектуальные ресурсы и определим, какая система образования нам, простите, выгодна. Когда-то долгие годы были ясли-детские сады, школа-десятилетка. Если подросток «не тянул», после семилетки он отправлялся получать рабочую специальность. Окончивших десятилетку, ждал вуз, в котором готовили специалистов. Сегодня чиновники решили, что специалисты стране не нужны. Их пытаются вытеснить бакалавры – магистранты – аспиранты. Может, по знаниям, чиновникам ближе все эти иностранные слова? Вы же помните в литературе имеется все. Ильф и Петров родили Эллочку-людоедку. Эти все иностранные понятия из ее лексикона. Видимость. Бакалавриат – вроде высшее образование. Магистратура – вроде ученая степень. Аспирантура, в нынешнем виде, не предполагает написание диссертации: лекции – семинары – зачеты – экзамены – справка: «Преподаватель-исследователь». Это вам ничего не напоминает? Не переименовывается старое на общемировой язык, а низшее выдается за высшие.

   Наша страна не настолько богата, чтобы подражать. Даже в индустриально развитых государствах чуть ли не на одной улице разные по предназначению вузы. В США, например, Бэркли и Санфранциский муниципальный университет. Первый – один из лучших в мире, второй – для местных нужд. Может, определим свои местные нужды. Кто-то подсчитал, что в нашей гордой стране более пятидесяти университетов. Замечу, что в Советской Киргизии их было намного меньше. Один университет, а также политехнический, медицинский, сельскохозяйственный институты и несколько педагогических вузов. Хватало. С избытком.

   Может быть, попробовать возродить десятилетку и подготовку специалистов (пять лет). Страна созрела. Ликвидировать всяческие новообразования. Тем более, знаний они не прибавили. Плодят, простите, внуков тех, кто как заклинание повторял: «Заграница нам поможет»… Не надейтесь…

   Если организовать систему уже проверенную, а о ней сегодня мечтают и наши соседи (ректор МГУ), то сохраняются человеческие ресурсы: вместо семнадцати лет учебы - пятнадцать, да и вложение средств сегодняшними результатами требует иные подходы.

   Может тогда исчезнет подобострастие перед Западом-Востоком и окажется, что мы впереди планеты всей и соседи последуют нашему примеру.

   …а вы говорите…

   …вот так и живем…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру