Новое правительство Пакистана не смогло защитить белуджей

Власти не расследовали убийства в округе Белуджистана, совершенные недавно Пограничным корпусом Пакистана, беспорядки после них охватили Белуджистан. Кроме того, два дня назад был убит неизвестными один из региональных лидеров Национальной партии региона.

Новое правительство Пакистана не смогло защитить белуджей

Белуджистан, один из крайне нестабильных регионов мира, переживает новую волну беспорядков после новых силовых столкновений и несправедливости со стороны правительства Пакистана. Члены Национальной партии Белуджистана (Менгал) (BNP-M) даже бойкотировали первое заседание Национального собрания Пакистана с новым правительством Шехбаза Шарифа.

Причина – в протестах, сотрясающих Белуджистан с начала апреля. Тогда там в округе Чагай в районе Панч Райк недалеко от пакистано-афганской границы был убит водитель легковой машины. По версии властей, он не отреагировал на просьбу местных силовиков остановиться, и они вынуждены были открыть огонь. После этого местные жители вышли на митинги с требованием справедливости, и, по данным пакистанского издания Dawn, Пограничный корпус Пакистана открыл по ним огонь, были ранены шесть человек. Позже они скончались, и жители региона снова вышли на протесты против убийств. Начались и акты возмездия со стороны стороны вооруженных группировок, которые борются за права народа белуджей в Пакистане – они атакуют пакистанские инфраструктурные объекты и служащих Пакистана.

Национальное собрание Пакистана было потрясено этими событиями, сенатор от BNP-M Хасан Балоч заявил, что «самая дешевая вещь, доступная в стране прямо сейчас – это кровь народа белуджей». Министр обороны Хваджа Асиф признал происходящее в Белуджистане выходящим за рамки. Но он отказался обвинять армию в злоупотреблениях, заявив, что военные «выполняют свои обязанности».

Народ Белуджистана обвиняет сменявшие друг друга правительства в Исламабаде, в которых в основном доминировали лидеры из Пенджаба и Синда, в угнетении и геноциде. Незаконные убийства, насильственные исчезновения и отказ в основных правах – серьезные проблемы для белуджей уже не первый год. Но и новый премьер-министр Шехбаз Шариф выразил свою неспособность хотя бы справедливо расследовать убийства в Чагае: как передают СМИ, он сказал взволнованному белуджскому народу, что он «поднимет этот вопрос с влиятельными кругами», косвенно сославшись на ту же пакистанскую армию. После этого произошла трагедия – преподавательница Университета Карачи из Белуджистана, чтобы привлечь внимание к бездействию властей в расследовании трагедии в Чагае, совершила теракт. Погибли пять человек: она сама, трое ее коллег-преподавателей китайского языка и водитель-пакистанец. Шари Балоч было тридцать лет, у нее остались двое детей и муж-профессор, она происходила из состоятельной семьи, крепко стоящей на ногах. Наэла Квадри Балоч, президент Всемирного женского форума белуджей, сказала журналистам, что «белуджская молодежь прибегает к самопожертвованию, поскольку пакистанская армия и шпионская служба разведки ISI преследуют их и мешают им прогрессировать».

Статистические данные и опросы, действительно, свидетельствуют о том, что Белуджистан сильно отстает по многим параметрам человеческого развития по сравнению с другими провинциями Пакистана. Проведенный правительством Пакистана опрос о социальном уровне и уровне жизни в 2019-2020 годах показал, что ситуация с образованием в Белуджистане была крайне плачевной по сравнению с другими провинциями. Уровень грамотности в Белуджистане составлял всего 44 процента, в то время как средний национальный уровень грамотности в Пакистане составлял 60 процентов. Аналогичным образом, показатель уровня жизни в Белуджистане был самым низким среди всех провинций.

Лидеры Пакистана сейчас осознают, насколько обострилась проблема Белуджистана.

«Это будет катастрофой, если вместо того, чтобы протянуть руку помощи и пролить бальзам на раны белуджей, их будут преследовать», – заявил Фархатулла Бабар, генеральный секретарь Пакистанской народной партии (ПНП), партии, которая поддерживает Шарифа.

Однако гражданское правительство может сделать очень мало для решения этой проблемы. Пакистанские силы безопасности решают все важные вопросы в этой стране уже много лет. Их способы решения проблем или подавления инакомыслия в Белуджистане – внесудебные лишения свободы, смерти в местах лишения свободы и насильственные исчезновения. В 2021 году насильственных исчезновений в Белуджистане зафиксировали 1108 случаев. В 2020 году Международная комиссия юристов обвинила правительство Пакистана при Имран Хане в неспособности обеспечить правосудие для семей жертв или привлечь к ответственности хотя бы одного пособника насильственных исчезновений.  До осени 2020 года, когда это заявление было сделано, Международный суд ООН сообщил о 6 752 случаях насильственных исчезновений, в которых были задействованы силы безопасности.

Правозащитные организации неоднократно призывают предпринять шаги для прекращения зверств против народа Белуджистана. Комиссия по правам человека Пакистана неоднократно просила правительство Пакистана принять меры. Они предлагали ввести уголовную ответственность за насильственные исчезновения для защиты свободы выражения мнений и прав уязвимых и изолированных групп. Однако ни одно из правительств в Исламабаде не осмелилось выступить против могущественных военных. А 10 мая в Кветте был убит неизвестными Саид Ахмед Балоч, региональный лидер BNP-M.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру