В Кыргызстан из Казахстана после беспорядков перешли 24 тысячи беженцев

Кордайский район Жамбылской области, где расположены пострадавшие в разной степени от беспорядков, поджогов и погромов села Масанчи, Аухатты, Булар батыр и Сортобе – приграничье с Кыргызстаном. До кыргызских КПП и населенных пунктов кыргызского Иссык-Атинского района Чуйской области оттуда считанные километры.

В Кыргызстан из Казахстана после беспорядков перешли 24 тысячи беженцев

Это и спасло жителей этих сел, оказавшихся в ночь на 8 февраля в опасности – их дома и машины горели, их самих могли убить. Драка в селе Масанчи с помощью провокаторов вылилась в межнациональный конфликт, агрессия которого была направлена на дунганское население, проживающее на этой территории еще с конца 18 века. Чтобы спастись, в соседний Кыргызстан в ночь с 7 на 8 февраля и 8 февраля вынуждены были бежать 24 тысячи человек.

Данные о количестве беженцев пока приводит только казахская сторона в лице вице-премьера РК, главы правительственной комиссии по ликвидации последствий в районе Бердибека Сапарбаева. Кыргызские пограничники на момент публикации материала своих подсчетов не предоставили. Но, даже опираясь на данные Сапарбаева, очевидно, что февраль 2020 года войдет не только в историю Казахстана как время самых крупных беспорядков, направленных провокаторами на разрушение межнационального согласия и баланса в республике. Но и в историю казахско-кыргызских отношений, как яркий пример взаимовыручки и взаимопомощи между жителями двух стран. «МК-Азия» подготовил хронологию событий.

Перед бурей

В пятницу, 7 февраля, во второй половине дня пресс-служба Департамента полиции Жамбылской области опубликовала информацию о произошедшем в Кордайском районе инциденте с нападением на полицейских.

«Примерно в 14.10 сотрудниками полиции при патрулировании села Сортобе Кордайского района по причине несоответствия стандарту номера была остановлена автомашина марки Honda Odyssey. При проверке документов также выяснились другие административные правонарушения. Требования сотрудников полиции проследовать в участковый пункт полиции для установления личности водитель проигнорировал и попытался скрыться на автомобиле, вызвав тем самым у полицейских еще большие подозрения. Скрываясь от полиции, нарушитель остановился только во дворе своего дома. Прибывшим следом полицейским родственники правонарушителя оказали физическое сопротивление и нанесли сотрудникам органов внутренних дел телесные повреждения. В результате неправомерных действий и агрессивного поведения камнями была повреждена служебная автомашина. Составлен административный протокол по статьям 590 «Нарушение правил эксплуатации транспортных средств» и 230 «Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном страховании»», – отметили в ведомстве.

Факт же применения насилия в отношении представителя власти при исполнении им служебных обязанностей был зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований по статье 380 части первой УК РК («Применение насилия в отношении представителя власти при исполнении им служебных обязанностей»). А двое особо активных участников нападения на полицейских – водворены в ИВС. Через несколько часов информация о том, что в Жамбылской области продолжает твориться что-то неладное, появилась в Facebook и в Instagram в виде видеороликов, где видно, что толпа с палками и камнями идет по улицам и что-то громит, выкрикивает, а за кадром говорят об имеющем место межэтническом конфликте между казахской и дунганской молодежью. Официальное заявление департамента полиции области гласило – все под контролем.

«В селе Масанчи между жителями произошла групповая драка. Силами полиции конфликт локализован, ситуация находится под контролем. Следственным управлением Департамента полиции Жамбылской области начато досудебное расследование по статье 293 УК РК «Хулиганство». Устанавливаются зачинщики и участники конфликта», – говорилось в сообщении.

Данных ни от МВД РК, ни от КНБ РК, ни от департамента полиции Жамбылской области о происходящем больше до утра поступать не будет, но в казахских СМИ уже начнется перепост роликов из групп с информацией о массовой драке и беспорядках и информацией ДП. Президент Касым-Жомарт Токаев в 20:33 напишет в своем Twitter ««В Кордайском районе Жамбылской области произошла групповая драка из хулиганских побуждений. Этим попытались воспользоваться провокаторы. Полиция нормализовала ситуацию, она взята под контроль. Виновные в нарушении общественного порядка будут привлечены к ответственности». Но это окажется далеко не так. В это время беспорядки постепенно будут охватывать прилегающие к Масанчи села. К 22 часам 7 февраля председатель Ассоциации дунган Казахстана Хусей Дауров, проживающий в Сортобе, сможет связаться с журналистом МИА КазТАГ и сообщить, что полиция на самом деле не справилась с ситуацией, а стало хуже, и что беспорядки начались и в его селе. В местных жителей полетят камни, загорятся дома, машины, кафе, магазины, на улицах будут раздаваться выстрелы, появятся первые погибшие... А к казахско-кыргызской границе на автомобилях и пешком потянутся первые беженцы – кто на машинах, кто пешком. Часть машин бросят – по дороге проехать будет невозможно из-за идущих по ней людей, и из-за того, что у КПП образуется пробка. Большинство из беженцев – женщины, дети, старики. Мужчины преимущественно остались в Казахстане – защищать свои дома от погромщиков и мародеров. В Кордайский район стянут дополнительные силы полиции, Нацгвардии и спецназа, к 6 утра 8 февраля ситуация будет взята под контроль. А режим ЧС в Кордайском районе и, соответственно, комендантский час введут только через сутки после начала беспорядков, когда большая часть напуганных жителей уже покинет села.

На другой стороне границы, у КПП «Кен-Булун-автодорожный», «Ак-Тилек-автодорожный» и «Токмак-автодорожный», где кыргызские пограничники и сотрудники МВД в связи с дестабилизацией обстановки у соседей в приграничье начали работать в усиленном режиме, их уже ждали встревоженные родственники. Компактные места проживания дунган с многолетней историей, такие, как Масанчи и Сортобе, есть по всей Чуйской области, часть из них как раз приходится на приграничные села. Поэтому с поступлением первых новостей о беспорядках из Кордайского района люди потянулись к границе, чтобы забрать своих родных. И не только родных – информация о том, что в республику прибывают те, кому нужна помощь, и их очень много, быстро распространилась по социальным сетям и мессенджерам, на нее откликнулись не только представители дунганской диаспоры, но и другие неравнодушные кыргызстанцы, желающие помочь. Кто-то привез еду и питье для тех, кто только перешел границу и несколько часов отстоял очередь, будучи в состоянии шока, кто-то выразил готовность отвезти прибывших на своих машинах к родственникам в Кыргызстане тех, у кого эти родственники есть: в Кен-Булун, Милянфан, Искру и другие села. Тех, кому совсем некуда было идти, оперативно либо забирали к себе домой, либо находили им временное пристанище. В это время общественный фонд «Хуэйзу Бо» и дунганская диаспора Кыргызстана объявили сбор гуманитарной помощи для беженцев – от теплых вещей и питания до памперсов и детского питания: было много малышей.

Поднялась практически вся Чуйская область. Подключились и госорганы, и международные организации в Кыргызстане – в частности, представители Национального общества Красного Полумесяца и Министерство труда и социального развития КР. ГПС КР со своей стороны постаралась обеспечить бесперебойный и максимально возможно быстрый проход через границу – даже с учетом обязательной проверки тепловизором из-за угрозы коронавируса 2019-nCoV, а местная администрация помогла с размещением части беженцев – в частности, в Токмаке спешно выделили для них помещения двух школ. Подключился и кыргызский Минздрав: были в числе перешедших границу в первые сутки и раненые с ушибами, сотрясением мозга, огнестрельными ранениями. В кыргызские больницы за помощью, по данным Минздрава КР, обратились 34 человека, 1 из них кыргызский подданный – остальные казахстанцы. Всем им была оказана бесплатная медицинская помощь, часть пострадавших была вывезена в Бишкек, откуда позже санавиацией их доставили в Алматы. А часть осталась в больницах Чуйской области до улучшения состояния.

Утром 8 февраля станет известно о том, что ночь прошла с человеческими жертвами. По данным Минздрава РК, в результате массовых беспорядков были убиты 8 человек, госпитализированы 50, еще 165 обратились за медицинской помощью. Число погибших позже вырастет до 11 – медики не смогли отстоять их жизни. Имущественный ущерб был так же нанесен – только в Масанчи по предварительным данным, было сожжено 30 частных домов, 15 объектов торговли и 23 автомашины. Было задержано 47 подозреваемых в участии в беспорядках и иных правонарушениях в ночь на 8 февраля, однако позже 44 из них были отпущены. МВД РК и КНБ РК начали розыск провокаторов и попытались не допустить беспорядков в других регионах за пределами области: соцсети и мессенджеры закипели постами и видеороликами с комментариями, способными вызвать еще одну вспышку межэтнического конфликта. Призывы устроить беспорядки были в частности в Алматинской области в Алматы на местных рынках. В результате чего спешно часть рынков города была закрыта на сандень. Несмотря на грядущую неизвестность, часть беженцев начала возвращаться домой – это около 4, 5 тысяч человек. Кто-то из них боялся мародеров, а кто-то возвращался на похороны близких: первых жертв конфликта предадут земле утром и днем 9 февраля.

Не ради славы

К утру 9 февраля ситуация начала стабилизироваться. Ночь в Кордайском районе РК прошла спокойно, благодаря комендантскому часу и режиму ЧС. Через кыргызские КПП прошло еще около 4 тысяч человек. Но в Кыргызстане оставались еще тысячи казахстанцев. И их продолжали обеспечивать всем необходимым, хотя 9 февраля со стороны ОФ «Хуэйзу Бо» и дунганской диаспоры республики сбор был закрыт по причине помощи со стороны госорганов КР и начала возвращения беженцев на родину. Примечательно, что при этом сами добровольцы, что принимали людей на кыргызской стороне, помогали им, закупали необходимые вещи и продукты, развозили их либо по семьям, принявшим беженцев, либо по точкам сбора, не хотели публичности.

«Мы это делаем не для того, чтобы показать кому-то. Не для лайков в Instagram – «смотрите, я поехал закупать продукты, смотрите, какой я хороший, поставьте мне сто лайков и я возьму и отвезу им еще и вот это». Потому, что надо помогать друг другу по мере возможности. Мы все люди. Неважно, кто какой национальности, мы все люди. А если не помогать друг другу и не объяснять это детям, которые нас сменят, миру просто придет конец», – пояснил эту позицию один из волонтеров, пожелавший остаться неизвестным.

Продолжали работу и точки сбора гумпомощи в мечетях сел Иссык-Атинского района. В мечети села Дружба в нескольких километрах от КПП «Кен-Булун-автодорожный», которую посетил «МК-Азия» 9 февраля – один из таких пунктов сбора. Во дворе за мечетью – большой котел, в котором мужчины готовят плов. У дверей одного из помещений комплекса, прилегающего к ней – только что привезенные прихожанами одеяла, памперсы, туалетная бумага, немного мыломоющих средств, нужных для личной гигиены, одеяла. К ним в считанные полчаса прибавляются лапша быстрого приготовления, питьевая вода, чай, кто-то приносит и денежные средства, чтобы уже служители мечети приобрели необходимые вещи либо передали средства тем беженцам, кто будет возвращаться домой. По словам мутавалли Исмара, сбор в мечети начался только 9 февраля, но уже есть те, кто привез и вещи первой необходимости, и финансовую помощь – пусть и небольшую. В его руках – бумаги, куда заносится вся поступающая гуманитарная помощь и все поступающие деньги для того, чтобы потом отчитаться перед теми, кто привез вещи и продукты и сделал пожертвования – все должно быть чисто и прозрачно. И несколько тонких тетрадок.

«Мы вчера прошли по селу, начали составлять списки тех, кто прибыл к нам – многие из живущих в селе приняли к себе либо родственников, либо просто тех, кому было некуда идти. И это еще не вся информация, только часть. Так проще будет распределить помощь. Беженцы есть почти в каждом доме. Кто сколько мог принять: 5, 10, 20, 30 человек… Моя семья тоже приняла тех, кому нужна была помощь, у нас 29 человек», – рассказывает он, открывая и показывая одну из тетрадок. В ней – данные по одной из сельских улиц. Номера домов практически следуют один за другим. Пять человек, семь, восемь под одной фамилией – принимали целыми семьями. Возле каждого из номеров домов пометка, сколько взрослых и сколько детей, чтобы легче было распределить помощь. Детей – очень много.

Беженцев уже, по его словам, посетила Ассоциация дунган Кыргызстана и депутат Бахадыр Сулейманов. Часть помощи предоставят по этой линии. Помогала эта сельская мечеть не только тем, кто перешел границу, и нуждался в еде и питье, но и тем, кто охранял границу в усиленном режиме и следил за тем, чтобы на кыргызской стороне был порядок и не происходило никаких инцидентов и провокаций. На самих КПП «Кен-Булун-автодорожный», «Ак-Тилек-автодорожный» и «Токмак-автодорожный» днем 9 февраля было спокойно, очередей с казахской стороны на проход в Кыргызстан не наблюдалось, как и наоборот. Однако усиленный вариант несения службы для кыргызских пограничников пока не был снят, дежурило и усиление по линии МВД.

В самом Казахстане в этот день МВД установило главного провокатора, устроившего массовую рассылку по соцсетям и мессенджерам, провоцировавшую погромы и атаки.

«Я хочу сказать, что мы установили этого провокатора, кто рассылал. Самое страшное, что он их сопровождал не очень хорошими комментариями. Вот это и послужило тому, что молодежь пошла», – поделился с казахскими журналистами заместитель министра внутренних дел Алексей Калайчиди после брифинга СЦК. Однако, по его словам, полиция будет опрашивать не только зачинщика, но и каждого, кто участвовал в беспорядках. – «Мы не можем взять за основу показания какого-то одного человека. Все-таки несколько сел было охвачено конфликтом. Нам необходимо опросить всех участников этого конфликта, сформировать базу фактов и дать ей оценку, проанализировать. И после этого установить роль и участие каждого человека в этом конфликте. После сможем по каждому молодому человеку сказать, почему он оказался там»

Особая правительственная комиссия по ликвидации последствий событий в Кордайском районе под председательством заместителя премьер-министра Бердибека Сапарбаева побывала в пострадавшем районе и встретилась с жителями, заверив, что повторения погромов не будет. Сапарбаев призвал граждан не бояться и не уезжать в Кыргызстан, а тех, кто уехал, призвал вернуться.

В понедельник, 10 февраля, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков позвонил своему казахскому коллеге, Касым-Жомарту Токаеву. Главной целью было обсуждение событий в Кордайском районе Казахстана. Как информирует пресс-служба главы государства, Жээнбеков от имени народа Кыргызстана высказал соболезнования родным и близким погибших в результате событий в Кордайском районе, а также пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим. И отметил, что «Кыргызстан исторически оказывал и будет оказывать помощь братскому казахстанскому народу в трудные минуты».

Провокаторов – в суд

По данным на 11 февраля, в Кыргызстане еще остаются сотни беженцев, которые опасаются повторения беспорядков в ближайшее время, несмотря на обещания властей Казахстана их не допустить. Всем, кто потерял кров и понес ущерб, казахские власти обещают компенсации. Что касается расследования событий в Кордае, по ним заведено 25 уголовных дел. По информации ДП Жамбылской области, они возбуждены по фактам массовых беспорядков, призывов к массовым беспорядкам, убийств, хулиганства, уничтожения имущества, а также незаконного изготовления оружия и применения насилия в отношении представителей власти: получили ранения 19 полицейских, в их числе первый заместитель начальника Департамента полиции Алматинской области Серик Джунисбеков. Есть и задержанные, их число не разглашается в интересах следствия.

Судебные процессы после беспорядков в Казахстане, к слову, возможны и в Кыргызстане. Новости о беспорядках в Казахстане и о тысячах беженцев вызвала в кырнете не только отклики с согласием помочь. Но и призывы закрыть границы в отместку за то, что Казахстан вводил ранее ограничения на провоз товаров из Кыргызстана и закрывал границу в 2010 году во время апрельских событий для сохранения безопасности в своей стране. И множество комментариев и постов, что могут вызвать интерес у МВД и ГКНБ как орудие разжигания межнациональной розни. Правда, пока профильные кыргызские ведомства не объявляли о том, что заинтересовались хоть кем-то из тех, кто оставлял провокационные комментарии или писал провокационные посты, нарушающие законодательство КР и дестабилизирующие обстановку в стране. Но кыргызстанцев, что оказались человечнее и согласных помочь попавшим в беду людям, все равно оказалось гораздо больше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру