Эта ситуация вызвала волну критики, в частности со стороны бывшего председателя Сената Разы Раббани, который осудил секретные действия федерального правительства и пренебрежение конституционными нормами.
Проблема выходит за рамки простой торговли полезными ископаемыми, затрагивая фундаментальные вопросы федерализма, суверенитета и управления национальными ресурсами в стране, уже раздираемой внутренними политическими противоречиями. Раза Раббани, старший лидер Пакистанской народной партии и давний сторонник провинциальной автономии, потребовал немедленного отчета федерального правительства перед парламентом о том, что он назвал «новой политикой США». Он отреагировал на растущие в прессе спекуляции о возможном соглашении, позволяющем американской компании приобрести или управлять запасами редкоземельных металлов Пакистана. Ситуацию усугубляют предположения о возможном предоставлении Вашингтону оперативного доступа к Пасни — небольшому, но стратегически важному порту на побережье Макран в Белуджистане.
Критика Раббани направлена на структуру принятия решений в государстве, обвиняя федеральное правительство в обходе конституционных требований, особенно статьи 172 Конституции. Эта статья прямо указывает, что минеральные ресурсы в провинции находятся в совместной собственности федерального и провинциальных правительств. Раббани утверждает, что это совместное владение дает провинциям законное и моральное право участвовать в любых обсуждениях и решениях, касающихся разведки, продажи или сдачи в аренду минеральных ресурсов.
Белуджистан, обладающий огромными запасами меди, золота, лития и других критически важных минералов, давно обвиняет Исламабад в эксплуатации и пренебрежении. Любое решение о контрактах на полезные ископаемые, исключающее представителей Белуджистана, рассматривается на местном уровне как очередной акт центрального доминирования.
Молчание федерального правительства по этому вопросу лишь усилило общественные подозрения. Ни Министерство торговли, ни Министерство энергетики не предоставили никаких разъяснений относительно того, достигли ли переговоры с США или какой-либо конкретной американской компанией стадии официального соглашения. Хотя правительственные источники утверждают, что такие стратегические сделки могут обеспечить Пакистану столь необходимые иностранные инвестиции и технологический опыт, отсутствие прозрачности и всесторонних консультаций подрывает любое потенциальное экономическое обоснование.
Раббани настаивает, что Совет общих интересов (CCI) — конституционный орган, предназначенный для разрешения споров по вопросам, представляющим общий интерес для федерации и провинций, — должен быть созван до принятия любой политики, связанной с полезными ископаемыми. Провинциальные представители ранее уже отклоняли предложенный федеральным правительством закон о полезных ископаемых как чрезмерно централизованный.
Нынешняя ситуация отражает повторяющуюся дилемму Пакистана: напряженность между внешней зависимостью и внутренней подотчетностью. В периоды фискального кризиса сменяющие друг друга правительства искали помощи у иностранных партнеров, часто в ущерб долгосрочному суверенитету и участию местных жителей. Нынешние дебаты о редкоземельных металлах рискуют стать еще одним эпизодом в этом сценарии, если правительство не предпримет конкретных шагов к открытости и прозрачности. Требования о парламентском брифинге и заседании CCI — это не просто процедурные вопросы; они представляют собой более широкую общественную просьбу о демократическом надзоре в стране, где важнейшие ресурсные соглашения исторически были окутаны тайной.