Во время визита премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа в Китай в начале сентября стороны официально запустили новый этап проекта — «CPEC 2.0». В отличие от прежней модели, сосредоточенной на масштабных инфраструктурных стройках, обновлённая инициатива направлена на устойчивое развитие и промышленную модернизацию.
Первоначальный CPEC оценивался примерно в 62 миллиарда долларов и должен был соединить китайский Синьцзян с пакистанским портом Гвадар через сеть дорог, железных дорог, трубопроводов и энергетических объектов. За десятилетие Пакистан получил около 25 миллиардов долларов прямых китайских инвестиций.
Одним из ключевых проектов первой фазы стал апгрейд железнодорожной магистрали ML-1 (Карачи — Пешавар) стоимостью 6,8 млрд долларов. Проект должен был повысить транспортный потенциал страны и укрепить её роль в региональной логистике.
Однако экономические сложности и вопросы безопасности заставили стороны пересмотреть масштабы сотрудничества. Исламабад теперь ищет многосторонние источники финансирования отдельных участков ML-1 — в частности, возможное участие рассматривает Азиатский банк развития (ADB).
Китайские компании сталкиваются с задержками платежей в энергетическом секторе Пакистана, а правительство страны ведёт сложные переговоры с международными финансовыми институтами по внешним долгам. Эти факторы привели к более осторожной инвестиционной политике Китая.
Кроме того, на фоне серии нападений на китайских специалистов и объекты CPEC Пекин усиливает требования к обеспечению безопасности своих граждан и предприятий.
Несмотря на корректировки, обе стороны продолжают называть CPEC «краеугольным камнем двусторонних отношений». Премьер-министр Шариф вновь подчеркнул роль Китая как «надёжного партнёра» и важность своевременной реализации текущих проектов.