Узбекистан, получивший из этой суммы 18 миллиардов долларов, стал одним из главных бенефициаров китайской финансовой помощи. Особую роль в этом процессе играет Банк Развития Китая (CDB), являющийся важнейшим инструментом внешнеэкономической политики Китая.
Почему Китай интересуется Центральной Азией?
Причин несколько:
Стратегическая важность: Центральная Азия стратегически важна для Китая с точки зрения энергетической безопасности и стабилизации ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Экономическая экспансия: Китай стремится укрепить свое экономическое влияние в регионе, активно вкладываясь в инфраструктуру и природные ресурсы стран Центральной Азии.
Политическая цель: Китай использует финансовую помощь как инструмент укрепления политических связей с странами Центральной Азии, формируя благоприятную для себя геополитическую среду.
Узбекистан и Китай: Партнерство с двойственным характером:
Растущая зависимость: Узбекистан стал одним из крупнейших заемщиков у Китая, общая сумма долга к концу 2023 года достигла 3,775 миллиарда долларов, что составляет почти 13% от внешнего долга страны. Это вызывает опасения о возникновении "ловушки долгов" - ситуации, когда страна не в состоянии погасить долг и может потерять контроль над стратегическими объектами в пользу кредитора.
Сектор инвестиций: Большая часть финансирования направляется на промышленность, горнодобывающую промышленность, строительство и транспорт. Крупные проекты, такие как газопровод Центральная Азия-Китай и Олтин-Йольский завод по переработке газа в жидкость, подтверждают особое внимание Китая к инфраструктуре и природным ресурсам Узбекистана.
Прозрачность и условия: Отсутствие прозрачности в документах о кредитовании вызывает вопросы о реальных условиях финансирования. Сведения о кредитной линии CDB, предоставленные Ассоциацией банков Узбекистана в 2015 году, показывают, что она покрывает до 85% контрактов на импорт оборудования, причем не менее половины оборудования поставляется из Китая. Кредиты выдаются от 100 000 долларов США без верхнего предела, с двухлетним льготным периодом и восьмилетним сроком действия.
Ограниченная конкуренция: Часто для реализации проектов привлекаются китайские компании, что может ограничить конкуренцию и снизить качество реализации проектов.
"Ловушка долгов": Существуют опасения, что невозможность погашения долга может привести к переходу контроля над стратегическими объектами в руки Китая. В качестве примера приводят случай с Таджикистаном, который в 2011 году передал Китаю 1158 квадратных километров территории в обмен на кредиты.
Риски и Преимущества:
Преимущества: Финансовая помощь Китая способствует развитию экономики Узбекистана и улучшению инфраструктуры.
Риски: Отсутствие прозрачности, ограниченная конкуренция, риск "ловушки долгов" и возможность коррупции - все это может создать серьезные проблемы для Узбекистана в будущем.
Примеры из других стран:
Таджикистан: Более половины оборудования, приобретаемого за счет льготных кредитов из Китая, должно быть китайского производства. Проекты реализуются китайскими компаниями с использованием китайских технологий и оборудования. Такое сотрудничество может снизить качество реализации из-за ограниченной конкуренции и делать его менее выгодным для страны-получателя.
Кыргызстан: Политики республики подтверждают, что в случае непогашения долга перед Китаем контроль над стратегическими объектами перейдет к Китаю. В 2021 году президент Садыр Жапаров и в 2022 году премьер-министр Акылбек Жапаров высказывали это мнение. В дополнение к этому, в 2018 году CRBC, ответственная за дорожный проект “Север-Юг”, столкнулась с обвинениями в завышении стоимости строительства до 3 миллионов долларов за километр. В 2021 году Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана заподозрил компанию в дальнейшем завышении цен на 123 миллиона долларов.
Таджикистан и Кыргызстан: В этих странах китайские компании сталкивались с обвинениями в коррупции. В Кыргызстане против бывших премьер-министров Сапара Исакова и Жанторо Сатыбалдиева были возбуждены уголовные дела за коррупцию и злоупотребление властью в связи с проектами, реализуемыми китайскими компаниями. Генеральный прокурор оценил ущерб в 111 миллионов долларов.
Важные вопросы:
Как обеспечить прозрачность и справедливые условия кредитования?
Как разнообразить источники финансирования и снизить зависимость от Китая?
Как гарантировать контроль над стратегическими объектами и уберечься от "ловушки долгов"?
Ответы на эти вопросы крайне важны для будущего Узбекистана и других стран Центральной Азии, которые ищут пути к развитию и процветанию в современном мире. В контексте "нового Шелкового пути" и растущего влияния Китая в регионе, эти вопросы становятся еще более актуальными.
Крупные займы, предоставленные Банком развития Китая Узбекистану за последние два десятилетия, вызвали опасения по поводу будущего страны. Условие о том, что в финансируемых Китаем проектах используется китайское оборудование и услуги, может ограничить местные экономические выгоды и технологическую независимость. Если долги останутся неоплаченными, существует значительный риск потери стратегических активов, как это наблюдается в соседних странах. Кроме того, коррупция в этих крупномасштабных финансовых операциях может подорвать ожидаемые выгоды для развития.
Узбекистан стоит перед непростым выбором. Китайские инвестиции могут способствовать экономическому развитию, но при этом существуют значительные риски, связанные с зависимостью от Китая и возможностью "ловушки долгов". Прозрачность и справедливые условия кредитования являются ключевыми факторами для успешного и устойчивого развития Узбекистана в будущем.