Китай должен вернуться на путь рыночных реформ

Темпы роста китайской экономики в первом квартале 2024 года составили всего 5,3 процента, что очень далеко от эры двузначных показателей роста последних десятилетий.

Рекомендации Международного валютного фонда, по сути, двояки: Китай должен вернуться на путь рыночных реформ, а Пекин должен увеличить китайский экспорт. Однако Китай не будет готов принять ни то, ни другое. При президенте Си Цзиньпине китайское правительство одержимо стремлением вернуть Китай во времена жесткого коммунизма Мао Цзэдуна. Рыночные реформы являются проклятием для ярых коммунистов.

Для наращивания экспорта Китаю необходимо активизировать взаимодействие с мировой экономикой в целом и развитыми странами Запада в частности. Политика правительства Си Цзиньпина по установлению китайской гегемонии в глобальном масштабе путем использования военной мощи и денежной власти изолировала Китай на международной арене. Либерально-демократический мир теперь хочет бойкотировать китайские товары, избегать инвестиций в Китай и в целом считает более разумным избегать китайских компаний. В такой ситуации будущее китайского экспорта не очень радужно.

Общий объем немецкого импорта из Китая сократился почти на пятую часть в период с 2022 по 2023 год, говорится в отчете Reuters от 9 апреля 2024 года. Администрация Джо Байдена в США ввела новые торговые и тарифные ограничения на импорт из Китая. Осуществляя государственное развитие, Пекин выделяет субсидии целевым отраслям, не предоставляя равных условий американским и другим иностранным компаниям. Инвестиции китайских компаний вызвали обеспокоенность по поводу национальной безопасности в США и других западных странах.

Рекомендация МВФ, адресованная руководителям Коммунистической партии Китая, проста: о росте, основанном на экспорте, лучше забыть. Пекину пришло время обратить внимание на внутренние источники роста. Однако продолжающийся спад на рынке недвижимости и слабый внутренний спрос препятствуют восстановлению внутреннего сектора в Китае. И здесь ее рекомендации не будут приятной музыкой для ушей правительства президента Си Цзиньпина. Рыночные реформы необходимы для расширения внутреннего рынка и ускорения темпов роста за счет увеличения внутреннего спроса, что само по себе может остановить спад на рынке недвижимости.

Китайское правительство все еще может воспользоваться некоторыми рекомендациями директора-распорядителя МВФ для улучшения темпов роста в национальном секторе. Среди них - расширение сферы медицинских услуг в Китае, которая в настоящее время оставляет желать лучшего, и улучшение системы социальной защиты. “Это даст людям возможность сберегать немного меньше и тратить немного больше”, - сказали в МВФ. Но нынешнее поколение китайских властей не может так легко согласиться с другим предписанием МВФ. Государственным предприятиям необходимо будет в большей степени открыться для конкурентной среды и предложить частному сектору равные условия. По сути, это означает, что Китаю необходимо будет продолжить реформы, которые привели к двузначному росту экономики Китая в эпоху Дэн Сяопина. При правлении президента Си Цзиньпина это будет легче сказать, чем сделать.

Кристалина Георгиева из МВФ назвала уступки, предоставляемые государственным предприятиям в Китае по отношению к частному сектору, причиной неэффективного распределения ресурсов и призвала к реформированию этого сектора. Приоритетные отрасли в Китае получают льготный доступ к кредитным исследовательским фондам. Фирмы, работающие в сферах стратегического производства, науки и техники, получают стимулы. По ее словам, в государственных предприятиях необходимы срочные реформы; изменение политики, обеспечивающей гарантии для этих гигантов.

Напротив, правление президента Си Цзиньпина ознаменовалось усилением преследования ведущих предпринимателей частного сектора в Китае. На них были заведены дела о коррупции и они были заключены в тюрьму. Некоторые из них на длительное время исчезли из поля зрения общественности. Бизнесменам в Китае становится все труднее выживать в условиях все более управляемой государством экономики, где политика и национальная безопасность имеют больший приоритет, чем экономический рост.

Поскольку правительство борется с бизнесом, обвиняя его в коррупции, а экономика ослабевает, многие предприниматели стараются не привлекать к себе внимания, увольняясь из своих компаний или вообще покидая Китай. Частные предприниматели в Китае обеспокоены тем, что эпоха свободного капитализма Дэн Сяопина закончилась. При правлении Си Цзиньпина Китай превратился в авторитарное общество. Лидеры бизнеса, которые подвергали сомнению политику президента Си, были заключены в тюрьму.

Хорошо известным примером является Джек Ма, соучредитель Alibaba, который доминировал в секторе электронной коммерции Китая. После того, как он раскритиковал регулирующие органы и государственные банки Китая за то, что они сдерживают развитие сектора финансовых технологий с их “ломбардным менталитетом”, его вызвали на допрос в ноябре 2020 года. Затем он исчез из поля зрения общественности на три месяца. Крупное первичное размещение акций его компании было приостановлено. В течение следующих трех лет его почти не видели на публике в Китае. Его состояние сейчас составляет менее половины от того, что было три года назад, из-за значительного падения стоимости Ant Group, которой он владел. В 2023 году, по меньшей мере, 11 китайских компаний, зарегистрированных на бирже, сообщили, что их руководители исчезли без предупреждения. Говорят, что это один из способов усиления контроля президента Си Цзиньпина над китайской экономикой.

В декабре 2023 года в уголовное законодательство Китая были внесены поправки, ужесточающие положения о борьбе со взяточничеством за счет увеличения штрафов и расширения сферы применения за счет частных компаний. Ранее эти положения применялись только к государственным предприятиям. Теперь, после принятия поправки, если высокопоставленный сотрудник частного предприятия ведет бизнес, аналогичный бизнесу предприятия, и получает от этого значительную прибыль, он может быть заключен в тюрьму. В либеральном обществе такой сотрудник в худшем случае потеряет работу. Очевидно, что при таком законодательстве частному сектору будет трудно работать.

Такие законы и ужесточение законодательства о государственной безопасности также затрудняют иностранным компаниям ведение бизнеса в Китае. Неудивительно, что иностранные компании уходят из Китая. Президент Си Цзиньпин утвердил контроль Коммунистической партии Китая над частным сектором и проводил кампанию “общего процветания”, призывая предприятия делиться большим богатством и сокращать неравенство. Но “частные предприниматели несовместимы с ”общим процветанием" и курсом, выбранным Си Цзиньпином", - недавно заметил Дрю Томпсон из Национального университета Сингапура.

Похоже, что лидеры Коммунистической партии Китая хорошо изучили свой Коммунистический манифест, но не позаботились ознакомиться с основными принципами экономики. Эффективное распределение ресурсов в экономике требует совершенной конкуренции. Во всем мире крупные государственные предприятия зарекомендовали себя как динозавры, выжившие за счет государственных субсидий. Для эффективной работы государственным предприятиям приходится конкурировать с частным сектором. Нельзя отрицать роль мотивации получения прибыли.

Основным принципом экономики также является то, что богатство стран накапливается за счет международной торговли. С другой стороны, тактика применения силы Пекином направлена на международную изоляцию Китая. Возможно, правители Китая пытаются вернуться к временам колониализма, стремясь распространить гегемонию в глобальном масштабе. Но времена колониализма прошли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру