Как работает один из старейших сахарных заводов Кыргызстана

На сегодняшний день около половины от своей годовой потребности в сахаре Кыргызстан покрывает за счет отечественного производства, остальное – импорт.

Как работает один из старейших сахарных заводов Кыргызстана

В республике остались лишь два завода, занимающихся переработкой сахарной свеклы. Один из них – «Кошой», расположенный в городе Шопоков. Первую партию сахара он выпустил в далеком 1942 году. Уникальный, с точки зрения истории и промышленности, объект накануне посетили журналисты.

Завод начинается с сырья

Пункт приема сахарной свеклы – один из первых и самых важных этапов в производстве сахара. Урожай поставляется на переработку автомобильным и железнодорожным транспортом. Его прием начинается в сентябре.

“В сезон работаем с 8.00. Открываем ворота и начинаем приемку, несмотря на погодные условия. Снег, дождь для нас не имеют значения, если свекла пошла, остановить пункт мы не можем, должны принять все. За день в среднем от фермеров принимаем 2,5-3 тысячи тонн. Транспорт вместе с грузом взвешивается, весь процесс фиксируется камерами видеонаблюдения. Каждая пятая машина проверяется лабораторией на соответствие сырья заявленному качеству. В этом году мы принимаем свеклу по цене 5,9 тысяч сомов за тонну, 30% от урожая фермеры забирают деньгами, 70% – готовым продуктом – сахаром, который реализуют самостоятельно”, – рассказывает заведующий свеклопунктом Каныбек Толонгутов.

Единовременно свеклопункт может принять на хранение 100 тысяч тонн сахарной свеклы.

Ее раскладывают в кагаты, каждый из которых вмещает по 4 тысячи тонн корнеплода. Для продолжительного хранения пригодна только цельная, неповрежденная свекла. Ее красят известью, чтобы избежать усушки и гниения. Сырье, которое привозят вагонами, сразу отправляют на переработку.

Моют, крошат и выпаривают

Принятая у фермеров свекла отправляется на переработку прямо с кагатного поля. Ее моют и по специальному конвейеру отправляют на завод. Прежде чем угодить в свеклорезки, сырье дополнительно очищается от остатков грязи, мусора и камней. Лишь после этого начинается долгий и непростой процесс вываривания и выпаривания из свеклы сахара.

“Взвешивание, мойка, нарезка, вываривание и выпаривание сиропа, фильтрация, а затем повторное выпаривание, вываривание и кристаллизация – все эти процессы проходит свекла, прежде чем превратиться в сахар. За стуки мы перерабатываем 3 тысячи тонн корнеплодов, из которых мы получаем в пределах 400-450 тонн сахара-песка. Все процессы автоматизированы. За каждым из этапов производства следят операторы, строго соблюдаются температурные режимы и технологические нормы”, – комментирует заведующая сахарным производством Любовь Гончаренко.

Во время приема и переработки сахарной свеклы завод работает без остановок в две смены 24/7.

На производстве строго следят за качеством получаемого продукта. Лаборатория проверяет каждую партию на соответствие ГОСТам. Сахар первой категории должен содержать 99,75% сахарозы, его влажность не должна превышать 0,15%, в нем не должно быть примесей.

Градообразующее предприятие

В сезон заготовки и переработки свеклы на заводе задействованы 580 человек. Это абсолютно разные по специальности и профилю люди: от инженеров до разнорабочих. Для достижения конечного результата – обеспечения республики сахаром – важен каждый из них.

“Кошой” – это полностью автономное производство. У завода своя собственная ТЭЦ, обеспечивающая его необходимым паром и электричеством, свои семь артезианских скважин, свое озеро с технической водой, используемой для промывки свеклы. Есть свое известково-газовое хозяйство, где получают известь и углекислый газ для очистки свекловичного сока от примесей, свои слесарные мастерские.

Есть даже свой собственный железнодорожный цех, насчитывающий 35 специалистов – машинистов, их помощников и иных узкопрофильных специалистов.

“Нашей задачей является перевозка грузов – сахарной свеклы, известкового камня, угля, мазута и прочего. В течении года мы перевозим 2,5 - 3 тысячи вагонов. Для этих целей в нашем распоряжении три тепловоза”, – говорит начальник железнодорожного цеха Владимир Федяев

Склады “Кошоя” не бывают пустыми

Конечный этап производства – сушка, расфасовка и хранение готового сахара. Весь этот процесс также максимально механизирован. Расфасованные мешки по конвейерной линии отправляются на склады завода.

Вместимость складских помещений порядка 27 тысяч тонн. При необходимости и запросу покупателя сахар на заводе могут расфасовать в мешки по 25 кг, 10, 5, 3 и 1 килограмму.

“Этот сезон для свеклосеяния выдался не очень удачный. Сказалась засуха. Посевы отставали в росте. В текущем году мы произведем порядка 25-27 тысяч тонн сахара. Потребность республики 150 тысяч тонн. Такую норму определило Министерство сельского хозяйства. Вместе с заводом “Каинды-Канты” мы покроем половину от годовой потребности. Баланс будет достигнут за счет импорта. При необходимости завезем сахар-сырец для переработки”, – резюмирует директор ОАО “Кошой” Павел Немченко.

По его словам, несмотря на обстоятельства, сахар на складах завода есть всегда. За последние шесть лет не было такой ситуации, чтобы к началу нового сезона помещения были бы полностью опустошены. Свои обязательства по формированию продуктовой безопасности завод выполняет. Возникает вопрос с количеством сырья, которого не хватает.

Максимальная загрузка позволяет двум заводам – “Каинды-Кант” и “Кошою” –переработать до 1 миллиона тонн свеклы в год. В этом году заводы получат от фермеров только 570 тысяч тонн.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру