Илья Сальников: точный расчет, забота о бизнесе и хороший софт

О составляющих успеха сервиса кикшеринга рассказал МК-Азия совладелец и директор фирмы проката электросамокатов.

Илья Сальников: точный расчет, забота о бизнесе и хороший софт

Прокат электросамокатов (кикшеринг) – бизнес немного экзотический, а еще серьезно монополизированный. Так по оценке экспертов на начало года до 94% российского рынка принадлежит всего трем компаниям: «Whoosh», «Юрент» и «Яндекс Go». Конкуренция в данном секторе достаточно серьезная. Согласно исследованию профильного издания «Трушеринг», из 50 российских фирм, занимавшихся кикшерингом в 2021г, сегодня осталось только 40. Отсеявшиеся компании так и не смогли приспособить свои бизнес-модели для закрепления на рынке.

А существуют ли вообще шансы на развитие у относительно небольших шеринговых фирм?

По мнению Ильи Сальникова, директора и совладельца компании «SunRent», рынок шеринга в России далек от заполнения, а банкротства коллег – скорее следствие недочетов в планировании. Сам Илья окончил МГТУ им. Баумана и, как хороший математик, убежден: если просчитывать каждый шаг, успех будет даже в непростом шеринговом деле. Данный тезис подтверждается динамикой развития его фирмы. В 2014 г. компания начала работу с проката десятка самокатов, купленных на выставке в Гуанчжоу. Сегодня «SunRent» обслуживает более 5 тыс. кикбайков, работающих (в т.ч. по франшизе) в 50 городах и четырех странах мира. История развития компании интересна и показательна.

История успеха: от проката в Сокольниках до тысяч самокатов и франчайзинговой программы

В 2014 г. Илья Сальников поехал с друзьями в Китай, кстати в КНР уже тогда был развит прокат электротранспорта. Начинающий бизнесмен решил открыть сервис Проката в Москве, закупив в Поднебесной несколько десятков самокатов, моноколес и гироскутеров. Часть техники была продана в России, а вторая половина стала обслуживать посетителей Сокольников, Перовского и Тропаревского парков. Рынок Проката тогда был почти пустой, поэтому отлично пошла как торговля самокатами, так и их прокат.

К 2018 г. ему удалось наладить оптовые поставки электротранспорта в Россию, в Москву откуда он отправлял в Санкт-Петербург, Казань, Иркутск и другие города России. В регионах нашлись свои энтузиасты электротраспорта и при долгой эксплуатации их техника начала ломаться. Для ее обслуживания была открыта сервисная сеть «Sunwheel», а также магазины, торгующие электротранспортом и запчастями к нему. Постепенно компания вырастила опытных специалистов: как техников, так и управленцев.

Идею запустить массовый сервис кикшеринга Илье Сальникову «подсказали» сами покупатели самокатов. Сеть «Sunwheel» столкнулась с желанием клиентов проверять оборудование перед покупкой. Технику стали давать для тест-драйвов: сначала на час-два, а потом на сутки-двое. Здесь и пришло понимание, что прокат кикбайков – довольно востребованная тема, причем не только в Парках отдыха, откуда начиналась.

Вслед за Москвой пункты шеринга самокатов были открыты в Петербурге, Казани и других городах. Сначала это был прокат с «допотопной» организацией процесса. Пользователь заполнял бумажный договор, куда вписывались данные паспорта, а время проката отсчитывалось – чуть ли не секундомером. Довольно быстро стало ясно: с такой организацией далеко не уехать и успешного бизнеса не построить.

На этой стадии родилась концепция современной шеринговой фирмы, работа которой построена на работе с использованием мобильного приложения. Илья Сальников исследовал работу десятков зарубежных фирм, уже работавших по схожей схеме. Был проанализирован функционал 120 приложений для шеринга и созданы свои программные продукты – для администраторов и пользователей. Софт для смартфонов позволил до предела упростить взаимодействие между сервисом проката и клиентами. Собственно, на этой базе и возникла фирма «SunRent», занявшая свою нишу, несмотря на жесткую экспансию гигантов рынка.

Партнеры компании все быстро оценили преимущества проката через приложение. Главная проблемы - бумажная волокита и отсутствие контроля за самокатами устранило мобильное приложение с помощью которого прокат можно оформить в несколько кликов, а местонахождение кикбайка отслеживается системой GPS.

Продажа техники, ее сервисное обслуживание и мобильное приложение – три главных составляющих франчайзинговой сети, которая сегодня выстроена компанией. В нее входят десятки партнеров из разных городов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Узбекистан и Кыргызстан). Интересно, что компания прекрасно сосуществует с потенциальными конкурентами. Например, «SunRent» ремонтирует самокаты лидеров рынка «Whoosh, «Юрент» и никто никому не мешает.

Состояние и перспективы рынка кикшеринга

В наши дни сектор проката электротранспорта переживает фазу бурного роста. Только за 2022 г. российский рынок кикшеринга вырос на 64%. По оценкам аналитиков, в парках российских операторов насчитывается около 200 тыс. электросамокатов. В прошлом году на них было совершено более 100 млн поездок. Число пользователей кикшеринга в РФ за 2022 г достигло 15,5 млн человек, при этом обеспеченность самокатами российских городов в 3-4 раза меньше европейских показателей.  

В этой связи аналитики предсказывают дальнейший рост рынка кикшеринга. При сохранении текущих трендов, к 2025 г. общий парк российских операторов проката составит 430-440 тыс. единиц, а клиентская база возрастет до 32-33 млн пользователей в год. Таким образом, речь идет о прогнозе двукратного роста рынка в ближайшие два года. Особенно динамично прокат самокатов будет развиваться в регионах, поскольку в Москве и Санкт-Петербурге данная ниша во многом уже заполнена. Сегодня операторы активно осваивают мегаполисы-миллионники и экспансия уже направлена на регионы и города-стотысячники (кое-где она началась).

Среди рисков развития кикшеринга эксперты выделяют выбор неудачных бизнес-моделей, которые ведут к убыточности проката, а также геополитические сложности на фоне политической и экономической ситуации. Часть платежеспособных пользователей находится вне городов, имеются некоторые трудности с закупкой современного электротранспорта. Замедлить развитие кикшеринга могут и ограничения на законодательном уровне. Пока этот риск считается умеренным: с 1 марта 2023 г. электросамокаты получили статус средств индивидуальной мобильности и, соответственно, ограничение по скорости до 25 км/ч. На практике это вполне приемлемый потолок, главное, чтобы он серьезно не снижался в дальнейшем.

Стоит ли инвестировать в сервис проката самокатов?

По мнению Ильи Сальникова, ответ на данный вопрос может быть только положительным. Подтверждением перспективности кикшеринга служат истории успеха покупателей франшизы от компании «SunRent». Они множатся еще и потому, что у потребителей меняется само представление об электротранспорте. Если раньше он воспринимался как средство развлечения, то сегодня до 80% поездок на самокатах происходят в чисто утилитарных целях – для преодоления пути на работу, учебу или в магазин.

- Большинство партнеров-франчайзи компании «SunRent» составляют структуры, давно занимающиеся бизнесом. Кто-то держит автомойку или пекарню, у кого-то запущен клининговый или строительный бизнес. Кикшеринг обычно становится дополнительным перспективным видом заработка. Другими словами, контрагенты «SunRent», как правило, имеют навык ведения бизнеса и потому организовать дополнительное дело им легче, чем начинающим с нуля. Обладая опытом, такие люди понимают, что подход: «поставил самокаты и от них текут деньги» – не работает. Как и любой бизнес, кикшеринг нужно развивать, находиться в нем, можно сказать, жить им, - считает Илья Сальников.

- При соблюдении такого подхода позитивный результат если не гарантирован, то максимально вероятен. Доходность одного электросамоката у франчайзи фирмы «SunRent» колеблется от 1 до 2 тыс. рублей в сутки. Соответственно, в месяц с одной единицы техники можно получить доход в среднем порядка 45 тыс. рублей. Как правило, вложения в электротранспорт окупаются за 3,5-6 месяцев, длительность возмещения расходов зависит от конкретной ситуации на локальном рынке. Со стороны «SunRent» партнеры получают сервисную поддержку, обучение персонала, поставки, электротранспорта, его ремонт и возможно лучший в России софт для взаимодействия с клиентами, - не без гордости отмечает Илья Сальников.

- Что касается размера, требуемых вложений и их окупаемости, тут все следует тщательно просчитать, - предупреждает бизнесмен. - Стоимость хорошего самоката с антивандальным тюнингом составляет где-то от 1 тыс. долларов. Если предполагаемый спрос на поездки невелик, нет смысла покупать сразу сотню кикбайков, лучше ограничиться, например, тремя десятками. С другой стороны, окупаемость парка из 100 самокатов происходит быстрее и легче. Дело в том, что расходы на их поддержку (техслужба, диспетчер и т.п.) сопоставимы с издержками на обслуживание 30 самокатов. При этом поступления от шеринга сотни самокатов, разумеется, выше. Кроме всего прочего, компания «SunRent» помогает потенциальным франчайзи просчитывать указанные выше нюансы. Мы безусловно очень заинтересованы, чтобы дела у наших парнеров шли хорошо, а еще лучше, если такая ситуация продлится в долгосрочной перспективе, - подчеркивает Илья.

- Возможно поэтому наша компания не только выживает в условиях конкуренции со стороны гигантов рынка, но и успешно развивается. Таким образом, даже относительно скромная кикшеринговая фирма вполне способна иметь успех на современном российском рынке. Главное не забывать важный принцип: довольный клиент – это успех партнера-франчайзи, а благополучие партнера – это движение вперед для сервисной компании, предоставляющей франшизу, - уверен Илья Сальников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру